Как будто совсем недавно Queen записали A Kind Of Magic, и вчера она гремела из окна какой-то
Ее пообещал Брайан Мэй, обнаруживший неизвестные ему демо-записи Фредди. А может, просто пришло время. Или понадобились деньги. Хотя роуди и биограф Queen Питер Фристоун вспоминал, что группе было проще выжать воду из камня, чем сочинить новую песню, в архивах Queen и Меркюри хранится столько качественного незавершенного материала, что его хватило бы на новый тройной альбом группы. Даже в этом случае он не вместил бы все недоработанные записи Queen, подходящие для переделки бисайды, малоизвестные песни и демо Меркюри c готовыми вокалами, этюды с недописанными текстами (как You Are The Only One) и полностью записанные песни Фредди в соавторстве (их тоже можно было бы переработать в стиле Queen).
Вот как примерно мог бы выглядеть гипотетически новый альбом Queen: Self Made Man, Dog With a Bone (драйвовый гитарный буги), It`s So You (потенциальный мега-хит), I Guess We Falling Out, Stealin` (long version), Lost Opportunity, Face It Alone, My Secret Fantasy, Yellow Breezes (еще один хит), When This Old Tired Body Wants to Sing, Robbery, New York, Money Can`t Buy Happiness, Let There Be Drums, No-One But You, Last Horizon, Have a Nice Day.
Добавим еще Love Makin Love, God Is Heavy, Lady With A Tenor Sax (еще один потенциальный хит), Holding On, Hold On, I Cant Dance/Keep Smilin (еще хит), Horns Of Doom (инструментал), You Are the Only One и три песни, записанные с Майклом Джексоном: State of Shock, Victory и There Must Be More To Life Then This. А если бы еще сделали интересное попурри из вокальных и инструментальных импровизаций концертных туров 1985-1986-го!
Такой альбом стал бы замечательным завершением звукозаписывающей карьеры группы, которую неслучайно считают преемницей поздних «Битлз». Ведь, если разобраться, именно эти группы Beatles и Queen олицетворяют лучшее в музыке своего времени. Кстати, Брайан Мэй и Роджер Тэйлор всегда называли «Битлз» любимой группой, а Фредди Меркюри считал Леннона самым авторитетным музыкантом, хотя в анкетах писал о Хендриксе, и в его юношеской коллекции пластинок был «Белый альбом».
Хронологически тоже все сходится: Queen окончательно сформировалась в
Кто еще, кроме Beatles и Queen, мог похвастаться такой универсальностью, стилевым, жанровым и исполнительским разнообразием? Репертуар Queen ничем не беднее битловского. К тому же Queen, работавшие в
Несмотря на общее, «битлы» и «квины» абсолютно разные.
Битломаны и квиноманы, чувствуя музыкальное сходство, но и различия своих любимцев, обожают при случае порвать друг друга в клочья, споря о том, кто лучше: «простецкие» и «не очень техничные музыканты» Beatles, или «пафосные» и «чересчур рафинированные» Queen? Кто революционнее и более матери-истории ценен?
Beatles начинали как массовый незамысловатый поп-продукт, поставленный на конвейер, а их внешность на обложках и рекламных постерах не противоречила содержанию ранних бесхитростных песен с названиями Thank You, Girl и Love Me Do. А что они записали на первой пластинке? Misery, Anna (Go To Him), Ask Me Why, Love Me Do, There`s A Place, Do You Want To Know A Secret? Забойным, потным, бунтарским рок-н-роллом уж точно не пахнет.
Первые альбомы Queen абсолютно некоммерческая арт-роковая музыка со значительными текстами: Jesus, Father To Sun, Liar, Keep Yourself Alive. И эта позиция была принципиальной. Несмотря на бан Keep Yourself Alive в радиоэфире и политый глупейшей грязью первый альбом, они выпустили второй в том же духе, но еще лучше. Хотя легко могли сломаться.
Beatles создавали моду даже там, где не были первооткрывателями. Хотя бы потому, что популярность Beatles сразу стала массовой, и работали они в
«Сложных» ярких групп тогда было предостаточно, и выбиться на их фоне подвиг. Особенно в начале
А вот чего мало, так это желания публично высказываться о политике. Это делает их менее значимыми личностями в общественном понимании? Не принесли себя на алтарь равенства и братства, не горели на костре за убеждения? Ну и пусть. Не значит ли это также, что Queen поступили умнее? Вся околополитическая возня Леннона привела только к кратковременным связям с радикалами и, впоследствии, разочарованию. Джон понял, что самый лучший его вклад в мир только его песни. Queen поняли это гораздо раньше.
Да, миф о том, что «квины» революционеры в музыкальном видео, явно создан на скорую руку. Видеоклип «Богемская рапсодия» совсем не первое видео в истории рока. У Beatles были полноценные игровые клипы еще в
Зато Queen отточили студийное и концертное исполнение до невиданных высот. В конце концертной карьеры Меркюри иногда не вытягивал высокие ноты и брал другие? Так и не мальчик он уже был. А главное песни Queen очень сложные, написаны для вокала широкого диапазона, многие из них вообще трудно исполнять вживую. А у «квинов» еще и вокальная планка очень высока. По сравнению с ней любое минимальное отступление воспринимается как «провал Меркюри». Но Меркюри не «проваливался», он импровизировал. Ни одну из «квиновских» песен он не спел одинаково.
Эта импровизационность во всем еще одно огромное достоинство группы. Если «квины» многие музыкальные темы сочинили в процессе импровизации (в студии и на сцене), а их песни ни на одном из концертов не звучат одинаково, Beatles добивались той же цели колоссальным количеством заучиваний. И за несколько лет буквально возненавидели друг друга из-за монотонной скуки студийной работы. На концертах Beatles (если не считать гамбургский период) исполняли практически одно и тоже, что привело к разговорам об исполнительской деградации. Queen легко меняли темп, партии, и вообще, у них сам по себе концерт не скучное отбывание на сцене (как, например, у «битлов» на японских концертах 1966), а импровизационный спектакль.
У «битлов» с техничностью и инструментальной раскованностью явно были проблемы в последние годы. Разве не из-за гитарной партии Маккартни напустился на Харрисона в фильме Let It Be? В последние годы существования группы он буквально нависал над ним, заставляя совершенствоваться. И Клэптон появился на While My Guitar Gently Weeps не от легкой жизни Джорджа Харрисона. Ни один нормальный соло-гитарист не отдаст право сыграть соло на такой хитовой песне, еще и собственного приготовления. Просто некоторые усложненные «битловские» песни потребовали в свою очередь более сложного музыкально-гитарного мышления. While My Guitar Gently Weeps Джорджа прозвучала бы не так сильно без знаменитого соло Клэптона. А если бы не было рядом Клэптона? Или к тому времени Клэптон и Харрисон поссорились?
Музыкально-гитарное мышление Мэя гораздо сложнее мышления «битлов», и одной гитарой Брайан делал в несколько раз больше, чем все «битлы» вместе взятые. Но сложность «квинов» не принцип, а та самая широта творческого и исполнительского диапазона. Есть «квиновские» песни, довольно простые, на первый взгляд. Что сложного в Life Of My Love или Crazy Little Thing...? Конечно, и с диапазоном Beatles совершалось гениальное, но у «квинов» от природы было больше возможностей. Эти возможности навсегда выстроили стену между ними и остальными.
Потому что можно взять и научиться играть на гитаре Love Me Do, но с «Богемской рапсодией» это не пройдет.