В Крыму подходит к завершению курортный сезон. Каких только опасений по его поводу ни было слышно в начале лета. Все сводилось к одному — на полуостров никто не поедет и сезон будет сорван. В июне-июле в различных, разумеется, не российских СМИ, хватало репортажей о «пустующих пляжах», «заселенных наполовину отелях и пансионатах», и «затаивших злобу на российских оккупантов бизнесменах, недополучающих прибыль».
В августе — традиционно более активном курортном месяце — новости такого плана стали реже попадаться на глаза. То ли сама тема стала уже неинтересной, то ли ряды «недовольных» поредели.
Мы предлагаем читателям «Фразы» информацию о нынешнем курортном сезоне в Крыму, с места событий и, так сказать, из первых рук.
Итак.
Конечно, начало этого лета сложно сравнить по заполняемости курортов с прошлыми годами. Связано это, видимо, с тем, что упал поток людей, которые ранее ехали в Крым, так сказать, случайно, не целенаправленно, а просто отдохнуть на пару дней. Почему не ехали, понятно: опасались. А вдруг на границе российские таможенники высадят? А вдруг по пляжу ходят «зеленые человечки» с автоматами в руках и всех подряд проверяют? А вдруг ФСБ поставит мне в телефон электронный жучок и будет меня потом прослушивать?
Смешно? Но ведь подобных баек, которые рождались после просмотра различных сюжетов об оккупированной автономии хватало. Что, конечно, не могло не сказаться на потоке курортников.
Ну и, разумеется, не досчитался Крым отдыхающих с Востока Украины. Людям из зоны боевых действий было в эти дни не до отдыха. Хотя в самом Крыму их хватало. Но об этом подробнее чуть ниже.
Многие жители материковой Украины, из тех, кто год за годом отдыхал в Крыму, в знакомой гостинице или в частном доме, в основной массе своей приехали и в этот раз. Поверьте, на симферопольской вокзальной площади этим летом было точно так же не протолкнуться, как и в прошлые годы, а очередь у автобусных касс за билетами на Ялту, Севастополь, Судак и Алушту были такими же длинными, как и ранее.
Что же касается российских отдыхающих, то вряд ли можно сказать, что их стало больше оттого, что Крым получил свой новый статус. Не помогло и российское ТВ, которое нахваливало брега Тавриды, как могло. А ведь достаточно покопаться в новостном архиве за последние несколько лет и увидеть все страшилки тех же каналов о курортах полуострова. Тут вам и антисанитария, и чуть ли не мазут на пляжах Черного моря... Всякого хватало...
Правда, объективно сказать о числе курортников из России сложно. Ведь особо верить статистике правительства республики мы бы не стали, а визуально... складывалсоь впечатление, что из россиян в Крым прибыли, в основном, те же курортники, которые приезжали и раньше.
Еще один российский прокол — поезд в объезд Украины, через Керченский пролив. Предполагалось, что состав загоняют на паром и перевозят на материк. С какой помпой провожали первый рейс из Симферополя!.. Тут вам и оркестр, и напутственные слова первых лиц. А в итоге во второй рейс состав уже не отправился. Вероятно, подсчитали и — прослезились. Проще таки возить туристов по-старинке, через Украину.
Впрочем, признать тот факт, что на пляжах и в прибрежных кафешках стало просторнее, чем ранее, все же придется. В Николаевке, которая по своему соотношению цена/качество всегда была на порядок дешевле других зон отдыха, в этом году можно было свободно прогуливаться по пляжу даже в августе и выбирать себе место у моря по вкусу, а не там, где освободилось.
С жильем — никаких проблем. За 100 рублей (в разгар лета — около 33 гривен) с человека в сутки вам предлагали двухместный номер в частном доме, с телевизором, холодильником, душем и туалетом внутри. Разумеется, можно было снять номер в мини-отеле и за 1000 рублей в сутки, где-нибудь в центре курортного поселка, где кипит ночная жизнь с дискотеками, но говорить, что там комфорт проживания и уровень обслуживания на порядок выше — не приходится. Стоит оговориться, что дешевизна жилья в этом году, разумеется, была неразрывно связана с уменьшившимся потоком отдыхающих. В прошлые годы вам вряд ли предложили бы такие комфортные условия за те же деньги. И уж тем более простые жители Симферополя практически не могли и надеяться, что им сдадут жилье просто на выходные — заселяться нужно было хотя бы на неделю-две. Ныне же хозяевам жилья приходилось искать любые пути заработка и не отказывать никому.
Не сильно отличалась ситуация с курортниками от вышеописанной где-нибудь в Судаке или Феодосии. А вот на Южном берегу Крыма — в Алуште и Ялте — было по-другому. Эти города традиционно пользуются повышенным спросом у отдыхающих. Не стал исключением и нынешний сезон. Вот тут действительно было не так-то просто раздобыть себе желаемое местечко на пляже. Что же касается цен, то Ялта и в гривневый период никогда не была дешевым городом, в рублях ситуация изменилась — но не намного. Тем не менее, отдыхающих это не останавливало ранее, не останавливает и теперь.
О беженцах. Сказать, что их на курорте было много, — будет неправдой. Пожалуй, процента четыре от всего потока туристов. Не более Во многом людям с Востока страны помогло то, что их частенько принимали хозяева частных домов, давая крышу над головой на первое время. Для них курортные города стали перевалочным пунктом, чтобы затем искать себе место для дальнейшей жизни в Симферополе или Севастополе. Тех, кто надеялся вернуться в разбомбленные города Луганской и Донецкой области, увидеть не довелось. Некоторые беженцы, как говорится, с колес пытались обустраивать свою новую жизнь. Довелось пообщаться с мужчиной, который сходу сориентировался в ситуации и завел свой маленький курортный бизнес, открыв тир для отдыхающих.
Будущее крымских курортов пока туманно. Предприниматели, не особо возмущаясь, подсчитывают убытки и в разговорах надеются, что ситуация измениться к лучшему. Правда, пока сложно представить, что они будут говорить, если ситуация не поменяется, и следующее лето не будет сильно отличаться от нынешнего, а за ним, глядишь, и еще один сезон... Громких заявлений местных властей хватает, но что из этого будет реализовано — непонятно. Чтобы дотянуть Крым до хотя бы приблизительного уровня, к примеру, курортов Краснодарского края, сюда надо вложить немало средств. А будет ли кто-то этим заниматься на полуострове реально, а не в форме обещаний, — большой вопрос.