На недавней встрече с президентом Литвы Д. Грибаускайте канцлер Германии А. Меркель подчеркнула, что значимым вопросом является защита Литвы от России. Немецкий канцлер акцентировала внимание на безопасности этой балтийской страны неспроста. Три вертолёта без опознавательных знаков в середине апреля вторглись в воздушное пространство Литвы со стороны РФ.
Это не единственный случай. В феврале российский военно-транспортный самолёт дважды был перехвачен истребителями НАТО в воздушном пространстве данной страны. Литва — не исключение. С начала года российские военные вертолёты и самолёты неоднократно нарушали воздушное пространство соседних стран — Латвии, Эстонии и Польши. Особый международный резонанс вызвало опасное сближение российского истребителя с американским эсминцем «Дональд Кук», находившимся с миссией в Балтийском море. Не случайны поэтому разговоры о том, что следующей мишенью агрессии Кремля станут страны Балтии.
Однако агрессия России в Балтийском регионе вряд ли возможна в нынешних условиях. Все перечисленные страны, чьё воздушное пространство нарушала РФ, являются членами НАТО. Для охраны воздушного пространства стран Балтии действует миссия воздушной полиции НАТО.
Приграничные с РФ балтийские государства входят в перечень стран Восточной Европы, где США планируют разместить свои вооружённые контингенты в 2017 г., включая ударную бронетанковую бригаду, и выделить 3,4 млрд. долл. на дополнительное вооружение и технику. Военные ведомства балтийских стран также разработали планы действий по обеспечению национальной безопасности в случае появления «зелёных человечков» на их территории. Провокации России — явление не новое для стран-членов НАТО, которые не понаслышке знакомы с гонкой вооружений и ядерными кризисами с СССР в годы «холодной войны». В случае агрессии РФ против любой из балтийских стран тут же встанет вопрос о прямом военном столкновении российской армии с силами быстрого реагирования НАТО. Согласно уставу НАТО агрессия по отношению к одной стране-члену повлечёт за собой ответный коллективный удар альянса. НАТО не сможет уйти от ответственности, как в случае с нечленами организации — Украиной и Грузией, которым альянс не предоставил военной помощи во время российской агрессии. Даже сейчас НАТО действует на опережение, укрепляя своё военное присутствие у восточных рубежей, чтобы предотвратить малейшую вероятность российской агрессии. Какой бы ни была бравада кремлёвских бонз перед лидерами Запада, они осознают катастрофичность для РФ последствий военного конфликта с НАТО в условиях непростых экономических реалий.
Россия преследует совершенно иные мотивы, нарушая воздушное пространство балтийских государств. Ее провокации в небе над Балтикой — это чистой воды демонстрация силы с целью деструктивного психологического воздействия на общества стран региона. Правительства стран Балтии поддерживают усилия Украины в борьбе с Россией и являются сторонниками продления санкций. Но каким бы мощным ни было военное присутствие НАТО в регионе, регулярное нарушение воздушного пространства Россией подкрепляет слухи о неминуемой агрессии восточного соседа в страны Балтии под предлогом защиты русской диаспоры. Это вызывает настороженность у части местного населения. Россия пытается повлиять на то, чтобы страны Балтии заняли более сдержанную позицию в вопросе продления санкций по отношению к РФ и не препятствовали их отмене. Провокации Кремля рассчитаны на то, чтобы вселить страх в балтийское общество и таким образом спровоцировать социальные брожения, обращения к местным правительствам с требованиями отменить антироссийские санкции. Достаточно простая схема психологического давления на общество страны противника, отработанная в годы межблокового противостояния. Практически то же самое РФ реализует на Донбассе. Каждодневные обстрелы украинских позиций, которые не сопровождаются активными наступательными действиями на фронте, нацелены на сдерживание социально-экономического развития подконтрольной Украине части Донбасса и отпугивание иностранных инвесторов.
Параллельно РФ оказывает давление на страны Северной Европы, демонстрируя силу в небе над Балтикой. Страны-члены НАТО — Норвегия и Дания (включая о. Гренландию) претендуют на раздел арктических месторождений нефти (90 млрд. барр.) и природного газа (47,3 трлн. куб м). По мере таяния арктических льдов в связи с глобальным потеплением встанет вопрос о контроле над Северным морским путём из Европы в Азию, который короче, чем маршрут через Суэцкий канал. Норвегия и Дания являются оппонентами России в данном споре. РФ желает отхватить себе львиную долю арктического шельфа, ибо её сектор самый большой из-за значительной территории РФ, омываемой Северным Ледовитым океаном. Дания и Норвегия желают разделить Арктику по принципу срединной линии (равное удаление от береговой линии), ибо их сектора значительно меньше российского. Существуют опасения, что арктический спор может стать причиной межгосударственных конфликтов. Россия спекулирует на данных опасениях. Нарушение воздушного пространства соседних балтийских республик направлено на то, чтобы сформировать у Норвегии и Дании впечатление, что Россия будет прибегать к военным провокациям при разделе Арктики. Кремль рассчитывает таким образом повлиять на сговорчивость стран Северной Европы при решении арктического спора.
Провокации Кремля в небе над Балтикой рассчитаны на то, чтобы сплотить российское общество вокруг партии власти «Единая Россия» в канун выборов в Госдуму. РФ преподносит свои провокации как меры по защите своей национальной безопасности от якобы угрозы со стороны НАТО и США. Опасное сближение российского истребителя с американским эсминцем российские чиновники трактуют как «меры предосторожности». Действующая власть пытается убедить российское общество в том, что она способна защитить россиян от США и НАТО, которые усиливают военное присутствие у западных границ России. Подлинная причина подобных действий Запада, а именно защита от агрессии РФ, опускается или же выдаётся за ложь.
Вот только провокации России уже не удивляют политическую элиту стран-членов ЕС и США. Мнение А. Меркель касательно необходимости защиты Литвы — это не двузначный намёк российскому руководству на то, что Запад не будет идти на уступки Кремлю под влиянием провокаций в небе над Балтикой в вопросах отмены санкций и спора в Арктике.