На прошлых выходных Киев стал пристанищем лицедеев-аматоров. С 11 по 13 октября в столице проходил Международный фестиваль народных театров Joy Fest. Первое, что мне довелось увидеть, войдя на территорию фестиваля, гора щебня, на которой сидел ребёнок, пытаясь слепить пасочки из камней.
Аккуратно набирая щебень в цветное ведёрце и затем переворачивая его, ребёнку так и не удалось сделать ни единой пасочки. Вскоре к нему подбежала заговорившаяся с кем-то мамаша и, отряхнув ребёнка от строительной пыли, увезла в коляске. Инфантильная вариация на образ Сизифа была не подготовленной, хотя подобный перформанс уместно смотрелся бы в каком-нибудь музее современного искусства.
Здесь же, перед входом на фестиваль Joy Fest, более удачную прелюдию для просмотра аматорских театров придумать трудно. Ведь усилия его организаторов возвести фестивальный мир в абсолютно неблагоприятном для любых новшеств украинском культурном пространстве выглядят отчасти отважно, отчасти отчаянно, отчасти отчуждённо.
Неслучайно открытый неакадемический театр «Маскам Рад», организовавший это событие, представлял в его рамках именно спектакль «Тот самый Мюнхгаузен». Учитывая, что в Киеве не наберётся и двух десятков достойных профессиональных театров, появление фестиваля формата Joy Fest стало едва ли не одним из чудес, выдуманных бароном Мюнхгаузеном. Его экстравагантность, граничащая с чудаковатостью, и уверенность, межующая с помешательством, качества, без которых и самим организаторам наверняка не удалось бы провести этот фест.
Ксения Гончарова и Дмитрий Полищук, организаторы фестиваля
Что касается программы форума, то о шедеврах здесь говорить не приходится. Причина этого, по меньшей мере, в том, что в основном все выступавшие актёры непрофессионалы. Так что академическое мастерство в их игре заменяла искренность, а наработанный багаж жестов, мимики и интонаций импровизация.
Конечно же, в игре аматорской труппы практически каждый заметит несовершенство. Однако эта фальшь в игре всё равно, что плесень на французском сыре. Без неё не было бы того в меру изысканного вкуса, которым этот сыр славится на весь мир.
Особенно любопытно смотрелся спектакль «Безымянная звезда» в исполнении румынского Муниципального театра «TRAIAN GROZAVESCU». Актёры играли пьесу на языке оригинала. Шорох в зале после первых реплик красноречиво показал, что полное отсутствие русской или украинской речи на сцене стало полнейшей неожиданностью для многих зрителей.
Но даже несмотря на это, эффект от постановки был очень сильным. Молодые люди из зала, высокопарно обсуждавшие перед самим спектаклем «психофизику кинематографических и театральных актёров», где-то в середине пьесы напоминали выброшенных на берег осьминогов. Развалившись в кресле так, что их конечности показывали одновременно во все стороны света, эти студенты актёрских отделений зачарованно глядели на сцену. Не понимая ни слова, зритель во время спектакля подпадал под какую-то сценическую магию.
Немногие выходившие из зала во время спектакля вспоминали замечательный телеспектакль 1978 года «Безымянная звезда». Сопоставлять старания румынских аматоров и классиков советской сцены, по меньшей мере, несправедливо. Но в румынском исполнении была какая-то своя прелесть. Ведь изначально сама эта пьеса была написана одним из крупнейших румынских драматургов ХХ века Михаилом Себастьяном.
Отрывок из фильма «Безымянная звезда»
Однако далеко не все постановки фестиваля были столь же запоминающимися. Например, один из немногих «плюсов» спектакля «Другой человек» харьковской театральной студии PROтеатр заключается в том, что она оканчивается именно тогда, когда уже кажется, что она не окончится никогда.
Подобный «абсурдец» творился и на других спектаклях феста. Эксплуатация банальных переживаний. Надрывные всплески эмоций и смешавшиеся паузы молчания выглядели не более чем переливанием из пустого в порожнее.
Знаковым для фестиваля стало выступление грузинского театра «Skhveni». Название театра переводится как «Чердак». Именно на одном из чердаков время от времени собираются актёры-аматоры этой труппы для репетиций.
Представленная «Чердаком» юмористическая пантомима стала истинной кульминацией всего фестиваля. Шестеро задорных клоунов обыгрывали сценки, которые смешат и вместе с тем оставляют горьковатое послевкусие. В каждой шутке есть только доля шутки. А всё остальное правда, плагиат, социальная критика, мораль, аллегория... Именно это составляло начинку каждого прикола, отпущенного со сцены грузинским театром. Некоторые номера явно перекликались с выступлениями Славы Полунина, в каких-то чувствовался по-чаплиновски наивный и в то же время острый юмор. «Skhveni» не претендуют на то, что хоть немного приблизятся к уровню вышеупомянутых комиков. Однако в их даже откровенно неудачных сценах чувствуется, насколько большое удовольствие они сами получают от своих номеров. И в этом ещё одна великая прелесть именно аматорских театров.
Как рассказал один из участников постановки, кто-то из его коллег по сцене работает айтишником, кто-то менеджером... «А сам я спортивный обозреватель. Прихожу на репетиции после работы. Чтобы приехать в Киев мы одолжили деньги у друзей, и по возвращении будем отдавать ежемесячно по 50 лари (около 250 грн.). Костюмы шьём самостоятельно», рассказал Бесо, один из актёров «Skhveni».
Дорога, на которую грузинские актёры занимали деньги, едва ли не единственное, за что платили сами приглашённые. Все остальные затраты взяли на себя организаторы. «Для подобного события это были небольшие деньги. Организаторы других фестивалей вообще не верили, что за столь малые средства можно провести трёхдневный фестиваль, на котором будут выступать коллективы из Румынии, Грузии, Италии, а также труппы из Харькова, Каменца-Подольского и Хмельницкого», рассказал организатор феста Виктор Кожевников. Кстати, он-то и сыграл Мюнхгаузена.
Виктор Кожевников в роли Мюнхгаузена
К слову, деньги на фест организаторы собрали без помощи спонсоров или, прости господи, государства...
«Организация подобного мероприятия требует множества сил и времени, рассказывает организатор и PR-директор Joy Fest Ксения Гончарова. Поэтому мы искренне надеемся, что в следующем году к организации фестиваля подключится более широкий круг людей, среди которых очень хотелось бы видеть чиновников, представителей средств массовой информации, деятелей культуры и просто неравнодушных к искусству людей. Мы уверенны, что Украине просто необходим фестивальный флеш-моб. Ведь проведение подобных социокультурных мероприятий международного уровня это реальное привлечение внимания мировой общественности. Люди приезжают на фестиваль, знакомятся со страной, смотрят достопримечательности города, а потом возвращаются в Украину со своими семьями и друзьями уже в качестве туристов. Фестивали благоприятно влияют на имидж страны, поэтому мы уверенны, что их необходимо проводить не только в крупных городах Украины, но и на периферии».
...В холле перед входом в театральный зал проходила выставка фотографа Сергея Николаева. Среди множества портретов знаменитостей, внутреннюю суть которых мастерски уловил фотограф, висела прекрасная работа под названием «Муза». Черный силуэт сидящего мужчины, на фоне которого яркими красками разливается вечернее небо. А сзади на мужчину налетает столь же тёмный силуэт девочки. И если снисхождение музы в классическом искусстве переполнено высокопарными позами, вальяжными жестами и неестественной мимикой, то на всех участников фестиваля Joy Fest вдохновение нисходит именно так задорным прыжком ребёнка на шею...
Аплодисменты!