Введение биометрического контроля на границах Украины Россия расценивает как введение визового режима и, соответственно, намерена ввести ответные меры. Как выяснили журналисты «Фразы», с таким заявлением выступил первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич.
«Введение системы предварительной электронной регистрации для граждан России, въезжающих на Украину, или так называемого биометрического контроля — это, по сути дела, установление визового режима между нашими странами, и его „упаковка“ принципиального значения не имеет», — отметил Клинцевич, сообщают РИА Новости.
Чиновник не уточняет, какие именно ответные меры будут приняты, но по его словам, если Киев решился на введение подобных мер, «наш долг предупредить — ответные шаги обязательно последуют».
В частности, чиновник намекнул на депортацию миллионов украинцев с территории РФ. «Об этом очень непросто говорить, но они в определенной степени могут затронуть четыре миллиона украинцев, работающих в России», — отметил парламентарий.
Ранее «Фраза» сообщала, что 10 июля 2017 года Президент Украины Петр Порошенко заявил о том, что Совет национальной безопасности и обороны Украины рассматривает вопрос усиления контроля за пересечением государственной границы Украины. «Речь идет об усилении контроля за въездом и выездом и пребыванием граждан других государств на территории Украины — мы вводим биометрический контроль для всех граждан, которые пересекают украинскую границу», — сообщил Порошенко.
24 июня 2017 года секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) Александр Турчинов заявил о том, что при пересечении границы с Украиной у россиян будут отбирать биометрические данные.
В начале июня 2017 года секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов заявлял, что надеется на скорейшее введение визового режима с Российской Федерацией. Идею также поддержал глава Службы безопасности Украины Василий Грицак и советник министра внутренних дел Антон Геращенко.
Жители Москвы в основном плохо относятся к возможному введению Украиной визового режима с РФ. Один из опрошенных российским независимым журналистом Сашей Сотником сказал, что если визы введут, они въедут в Украину на танках.
Чуть более трети (35%) россиян считают, что отношения России с Украиной должны быть такими же, как с другими государствами — с закрытыми границами, визами, таможнями.
В конце 2016 года министр иностранных дел Павел Климкин выразил мнение, что «Россия знает, какие провокации устроить в случае, если мы введем визовый режим». «Мы это проанализируем и потом выйдем с предложением и о том, как мы это будем делать, и по временным рамкам», — сказал Климкин.
Биометрический паспорт — государственный документ, удостоверяющий личность и гражданство владельца при пересечении границ государств и пребывании за границей. Биометрический паспорт отличается от обычного тем, что в него встроена специальная микросхема, содержащая фотографию владельца, а также его данные: фамилию, имя, отчество, дату рождения, номер паспорта, дату его выдачи и окончания срока действия, а также любые дополнительные сведения о владельце. Стандарты предусматривают возможность хранения в микросхеме специальной биометрической информации, например рисунок радужной оболочки глаза или отпечатков пальцев. Отличием биометрического паспорта от обычного является наличие информации, недоступной его владельцу, и возможности её дистанционного считывания.
Предлогом для введения биометрических документов стали события 11 сентября 2001 года в США; идея появления подобных документов также появилась в США. В 2002 году представители 188 стран мира подписали Новоорлеанское соглашение, признавшее биометрию лица основной технологией идентификации для паспортов и въездных виз следующего поколения. После этого правительство США заявило, что документы, полученные после 2006 года и используемые для безвизового въезда в страну граждан государств-участников программы Visa Waiver должны быть биометрическими. Во многих странах систему биометрических паспортов рядовые граждане оценивают крайне негативно, как систему тотального контроля, которую продвигают в интересах США.