«Рокко и его братья»: побеждён ли фашизм в Италии?

Фильм «Рокко и его братья» 1960-го года считается одной из важнейших работ итальянца Лукино Висконти. Аристократ (его отец был герцогом), успевший побывать в Итальянской коммунистической партии и поучаствовать в сопротивлении режиму Бенито Муссолини (за что даже был арестован), начал снимать ещё в годы Второй мировой войны. Режиссёра часто называют проводником едва ли не коммунистических идей, что, конечно же, является сильным преувеличением. Считать его коммунистом (как и вообще евролевых той и тем более нынешней эпохи) можно лишь с большими оговорками. Очевидно, что ни о каком торжестве социализма, даже в родной, отдельно взятой стране, он не мечтал. Только, конечно, если ошибочно не подразумевать под ним некий мифический «капитализм с человеческим лицом».

О том, что Лукино Висконти лишь заигрывал с левыми идеями, свидетельствует и тот факт, что его фильмы без проблем выходили в американский прокат, хотя в стране ещё не так давно гремел маккартизм. При этом в «Рокко и его братьях» цензоров из США смутили чересчур жестокие сцены насилия, из-за чего фильм слегка сократили, но никак не его идеологическая составляющая.

В своём фильме Лукино Висконти если и пытается агитировать, то лишь с позиции рьяного католика (что не мешало ему быть открытым гомосексуалистом) – за общехристианские ценности, – отстаивать которые, как он считал, можно и при диктате капитала.

Сейчас, более полувека спустя, пересматривая работы итальянца, важно помнить обо всех этих нюансах, чтобы понимать его фильмы правильно и не очаровываться сверх меры – не искать в них то, чего там нет.

Рокко и его братья

Режиссёр не пытался прописывать революционный подтекст. Никаких призывов к глобальным социальным изменениям и смене экономического базиса в его фильме нет.

Лукино Висконти не отрицал, что «Рокко и его братья» был вдохновлён «Идиотом» Фёдора Достоевского, а в самом Рокко (одна из первых ролей Алена Делона) отчётливо угадывается князь Лев Николаевич Мышкин. Именно его всеобъемлющее смирение становится одной из причин трагедии. Фильм (как и роман) остаётся без «счастливого конца»: главные герои никак не меняются и, что куда важнее, нам показывают ситуацию абсолютной безысходности не только для них самих (Рокко, например, становится успешным боксёром, но карьера спортсмена – скоротечна), но и для всего общества и страны. Сам режиссёр это если и не понимал, то точно предчувствовал.

Сегодня очень занимательно сравнивать, как показывают нам ту эпоху в капиталистической Италии, проводя аналогии с тем, что происходило тогда в СССР.

На протяжении всего фильма полезно задаваться вопросом: изменилась ли страна, победившая фашизм? И был ли он побеждён? Увы, ответ очевиден. Философия солидаризма лишь сменила облицовку. Никуда не делась ненависть и жестокость, а социальная пропасть между простыми работягами и хозяевами жизни лишь выросла.

Главные герои – молодые люди, чьё детство пришлось на войну. Но о войне тут вспоминают крайне редко – вскользь. Куда больше в фильме религиозного посыла – лишения в нём воспринимаются с покорностью. А отсутствие смирения ведёт к гибели.

Вдова Розария Паронди и её сыновья покидают умирающую в нищете Сицилию, отправляясь в Милан. Тема тяжёлой тоски по родным краям, желание обязательно вернуться туда, несмотря на яркую городскую жизнь, является одной из главных в фильме. Как и непонимание, почему некогда богатый солнечный край теперь даже не может прокормить себя. Этот вопрос так и остаётся открытым.

Главных героев прельщают огни Милана, но они постоянно помнят, что являются тут чужаками. Лукино Висконти рисует не только социальную, но и региональную нетерпимость в своём родном городе честно и упорно. Южан тут воспринимают как «понаехавших», их открыто презирают. Послевоенная Италия отнюдь не выглядит единой.

Способов, чтобы добиться успеха в новой жизни, немного. Можно стать спортсменом (в картине глубоко исследована тема бокса, из-за чего её даже считают жанровой драмой), бандитом или винтиком системы.

Показательна последняя сцена, в которой самый блеклый и усреднённый из братьев, лишенный каких-либо высокий порывов Чиро, становится добропорядочным рабочим на заводе Alfa Romeo и с послушной толпой других трудяг бодро, словно в пропагандисткой фашистской хронике, идёт по гудку на производство. Именно желание заполучить стабильную работу (любую работу!) становится главной движущей силой и мотивацией целого поколения.

Показательна и линия проститутки Нади. После войны она была ещё ребёнком. Нынешний образ жизни кажется ей не просто непредосудительным, но и нормальным. Попытки Рокко и Симоне вырвать девушку из порочного круга приводят к масштабной драме, развязкой которой становится убийство.

Важно и то, что режиссёр не пытается идеализировать главных героев и делать их жертвами обстоятельств: он точно подмечает все недостатки провинциального, мещанского мышления, которое разбивается в кровь о холодное равнодушие города.

Сегодня, в XXI веке, смысловая ценность «Рокко и его братьев» несколько изменилась. Если сам Лукино Висконти больше акцентировал внимание на поступках и последствиях через призму христианства, то нам следует обращать внимание именно на социально-экономические детали фильма. Они демонстрируют, что фашизм не побеждён, а лишь трансформировался. Этого многие так и не поняли – в том числе и герои картины.       

Тэги: фильм, история, Италия, кино, Вторая мировая война, культура, Ален Делон, фашизм, Лукино Висконти, Рокко и его братья

Комментарии

Выбор редакции
Ню-модель Ася Микович и ее социальный лифт 2021
Ню-модель Ася Микович и ее социальный лифт 2021
Ню-модель Ася Микович и ее социальный лифт 2021
Ню-модель Ася Микович и ее социальный лифт 2021
Ученые изобрели средство от старения
Ученые изобрели средство от старения
Шокирующая исповедь о практиках медитации
Шокирующая исповедь о практиках медитации
Стартовал новый передел мира: Китай и Россия против США, Великобритании и ЕС
Стартовал новый передел мира: Китай и Россия против США, Великобритании и ЕС
«Масонский заговор» Насти Каменских?
«Масонский заговор» Насти Каменских?
Кто вы, мистер Зеленский?
Кто вы, мистер Зеленский?
Детство Владимира Зеленского: психологические комплексы и их вытеснение
Детство Владимира Зеленского: психологические комплексы и их вытеснение
Что нас ждет сразу после смерти?
Что нас ждет сразу после смерти?
Масоны раскрыли свой самый главный секрет
Масоны раскрыли свой самый главный секрет
ТОП 8 сериалов про тайные общества
ТОП 8 сериалов про тайные общества
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
В России для удобрения огородов начали использовать… икру
В России для удобрения огородов начали использовать… икру
В России для удобрения огородов начали использовать… икру
В России для удобрения огородов начали использовать… икру
Презентована официальная песня футбольного чемпионата Европы
Презентована официальная песня футбольного чемпионата Европы
Жители Запорожья наблюдали довольно редкое природное явление
Жители Запорожья наблюдали довольно редкое природное явление
Появилось видео, как мэрская охрана в Харькове напала на журналиста
Появилось видео, как мэрская охрана в Харькове напала на журналиста
В центре Киева прорвало трубу с горячей водой
В центре Киева прорвало трубу с горячей водой
В Киеве заработало первое казино «в законе»
В Киеве заработало первое казино «в законе»
В Индии молния убила стадо слонов
В Индии молния убила стадо слонов
Стало известно, когда выйдет новый эпизод «Друзей»
Стало известно, когда выйдет новый эпизод «Друзей»
Опубликовано видео эпичной драки с участием экс-нардепа Барны
Опубликовано видео эпичной драки с участием экс-нардепа Барны
Названы условия встречи Зеленского и Байдена
Названы условия встречи Зеленского и Байдена
fraza.com

Опрос

Украинцы и русские это: