Последний доклад Европейской комиссии вызвал просто-таки шквал эмоций в украинском информационном пространстве. Перспектива безвизового режима с ЕС, замаячившая на горизонте, стала чуть ли не первым козырем в колоде еврооптимистов, позволяющим им произнести долгожданное: «Мы же говорили!». Но, судя по отзывам, большая часть украинцев так до конца и не понимает разницы между путешествием по Шенгену без виз и полноправным членством в ЕС.
Евроромантизм окончательно накрыл Украину в конце 2013 года, когда всем известный дяденька из Межигорья решил поиграть в многовекторность и, сам того не подозревая, выкопал себе политическую могилу. Майдан и вовсе возвел тему евроинтеграции в ранг сакральных, превратив внешний курс страны практически в национальную религию. Лояльность общественного мнения к этой теме абсолютно понятна: каждому украинцу, в особенности тому, кто никогда не пересекал западную границу нашей необъятной родины и судящему о ЕС по ТВ-картинке, хочется жить, «как они», работать, «как они», и потреблять, «как они». Это нормальное стремление человечества к образу счастья. Хуже, когда обывательский фанатизм подкрепляется государственной политикой и продуцирует на этой почве бесконечные мифы. Благодаря этому евроинтеграция в украинском массовом сознании стала подменой идеи о коммунистическом будущем, гревшей лучик надежды в сердцах наших родителей каких-то тридцать лет назад.
Действительно, в силу геополитических раскладов и законотворческих потуг украинской Верховной Рады (правда, подождите, еще трудовые права геев легализовать придется) мы впритык приблизились к максимальной либерализации визового режима с ЕС. И доклад Еврокомиссии, публикация которого затягивалась в том числе и по причине сложности принятия решения, — это хороший знак, указывающий на то, что визы для украинцев в следующем году таки могут упразднить.
Но давайте трезво посмотрим на то, что это будет значить для наших людей и какой ценой дастся это решение государству.
Во-первых, Украина не становится частью Шенгенской зоны, а всего лишь получает либерализацию визового режима с ЕС. Это говорит о том, что правила передвижения по Европе для украинцев и немцев, мягко говоря, разнятся. Весь связанный с получением визы геморрой в виде открытия банковских счетов и предоставления обратных билетов сохраняется. Только если раньше эту процедуру можно было пройти единожды и после первого же пересечения границы не париться, то теперь подобные «прелести» нас будут ждать каждый раз.
Во-вторых, согласитесь, большинство наших граждан смотрит на отмену визового режима с меркантильной точки зрения. А значит, собирается в ЕС не на писающего мальчика посмотреть и не на фоне Эйфелевой башни сфотографироваться, а заработать. Так вот, отмена визового режима в этом направлении никаких перспектив не открывает, ибо транзитный период как был, так и остался несчастных 90 дней. Есть, конечно, хитросделанные схемы, но, кому надо, уже и так ими пользуются.
И, в-третьих, глупо спорить с тем, что тот контингент наших соотечественников, который мог себе позволить путешествовать по ЕС,— узкая прослойка креативного класса, зарабатывающая существенно выше среднего. И в вопросе выезда для наших людей визовые хлопоты всегда были далеко не самыми определяющими. Ключевой ценз, как обычно, финансовый. Условная бабушка из Херсона не проводила уик-энды в Париже не потому, что брюссельская бюрократическая машина не открывала ей визы, а потому, что билеты в столицу Франции лоу-костом стоят минимум 250 евро. И самое смешное, что если в 2013 году это было чуть больше 2500 грн, то сегодня это уже больше 6500 грн. А значит, прослойка путешествующих украинцев будет становиться все тоньше и тоньше, и наличие или отсутствие визового режима тут абсолютно ни при чем. Может быть, мы еще с ностальгией будем вспоминать те времена, когда мы тратили пару дней своей жизни на макулатурную волокиту в визовом центре, но брали потом визэйровские билеты «за штуку» почти в любую европейскую столицу и разносили по приезде бориспольский дьюти-фри?
Вопрос: станет ли среденестатический украинец чаще ездить в Европу после вступления в силу безвизового режима? Вряд ли. Стабильная гривна и рост заработной платы сделали бы его гораздо ближе к заветной мечте, но он упрямо беспокоится о подписанных правительством бумажках (вспоминается легендарное соглашение об ассоциации) гораздо больше, чем о собственно кошельке. Такова уж природа нашего человека: на слово верить «ящику», подхватывать актуальные тренды и всерьез считать, что навязанная ему точка зрения — его собственная. Именно поэтому власть еще не один месяц будет пафосно пиариться на теме отмены виз, скромно умалчивая, что минимальная заработная плата в Украине уже ниже, чем в Замбии, Гане и Бангладеш, а средней пенсии бабушке хватит на билет в Париж разве что в одну сторону. Правильно, увидеть Париж и умереть! Хотя Эренбург сегодня явно не моде...