Знаете, почему всемирно известный раввин Нахман, на могилу которого ежегодно приезжают десятки тысяч паломников, похоронен в Умани? Он жил в Брацлаве, но завещал похоронить себя вместе с тысячами зверски убитых во время Уманской резни евреями. Он хотел быть с душами невинных жертв Колиивщины — 250-летие которой решили торжественно отпраздновать в Киеве.
Но, как оказывается, раввин Нахман ошибался. Ошибался еврейский историк Дубнов, ошибались евреи-свидетели, еврейские книги, все ошибались. Гайдамаки евреев не убивали — евреи погибли от эпидемии чумы, которая в те годы свирепствовала в Европе. Об этом написал в своей статье главный редактор финансируемой правительством газеты «Культура і життя» Євген Букет.
Букет пишет, что массовое убийство евреев — это миф, а «сокращение численности еврейского населения в юго-западном крае в 1765-1775 годах составляло около 20 тысяч человек. На это повлияла прежде всего общеевропейская эпидемия чумы 1770-1771 года». Но дело в том, что Букет забыл написать, что резня в Умани произошла за два года до эпидемии чумы в Европе.
А вот как уманскую «чуму» описывал Дубнов: «прежде всего бросились на евреев, метавшихся в ужасе по улицам: их зверски убивали, топтали копытами лошадей, сбрасывали с крыш высоких зданий; детей поднимали на концы пик, женщин мучили. Масса евреев, числом до трех тысяч человек, заперлась в большой синагоге.
Гайдамаки приставили к дверям синагоги пушку, двери были взорваны, разбойники проникли в синагогу и превратили ее в бойню. Улицы города были усеяны трупами или изувеченными, недобитыми людьми. Около двадцати тысяч поляков и евреев погибло во время этой «уманской резни».
Решение отпраздновать массовое убийство евреев и поляков было принято Киеврадой после консультаций с Институтом национальной памяти Вятровича. Ранее, инициатор решения — партия «Свобода» установила в Умани памятник руководителям Колиивщины.