Очередной День Победы заставил в очередной же раз вернуться к старой теме, творчески переработать афоризм далекого ХVIII века и вынести в заголовок результат этой переработки. Несмотря на состояние вроде бы войны и постоянно подчеркиваемое с обеих сторон (по крайней мере, на официальном уровне) углубляющееся различие, «афонаризм», с рядом оговорок, одинаково применим как к Украине, так и к России. Обе страны в их современном виде построены на отрицании и разграблении советского наследия.
В то же время в обеих странах продолжают нагло эксплуатировать советский патриотизм даже тогда, когда, как в случае с Украиной, успешно эксплуатируется его противоположность, так сказать, антисоветский патриотизм, где второе является всего лишь только производной от первого. Причина проста: правящим верхушкам и экономически господствующим в обеих странах классам олигархов просто больше нечего предложить «лохторату»¸ кроме истеричного воспевания былых побед и достижений давно похороненного четверть века назад советского государства или, что то же самое, кроме столь же истеричного обливания фекалиями оных побед и достижений. Нужное подчеркнуть, в зависимости от степени цинизма и психиатрического диагноза… Причем обливание сие сопровождается циничными спекуляциями на тему ужасов сталинского фашизма, но при этом столь же цинично умалчивается о том, что сталинизм принципиально отличался от позднесоветского строя, а за 25 лет незалежности Украина без всякого Сталина лишилась едва ли не четверти населения и значительной части территории в виде Крыма и оккупированно-сепаратистского Донбасса, тогда как Сталин, как бы кто к нему ни относился, как раз был «собирателем земель украинских».
Эксплуатация (анти)советского патриотизма объясняется идейной, можно даже сказать, метафизической пустотой. Российская и украинская правящие верхушки копируют внешние атрибуты, главным образом, советского наследия, даже если, повторимся, отрицают его. Но без советской идейной и духовной основы это обезьянничание в России превращается в оголтелую шовинистическую порнографию, а в Украине и вовсе становится порнографией на порнографию. Это как в анекдоте: хуже фотографии из паспорта может быть ксерокопия фотографии из паспорта…
Начнем со старого афоризма: «Патриотизм – последнее прибежище негодяя». На языке оригинала: «Patriotism is the last refuge of a scoundrel». Автором этого изречения называют Сэмюэла Джонсона (Samuel Johnson, 1709-1784), английского филолога, литературного критика и поэта эпохи Просвещения. Будучи сыном мелкого торговца, Джонсон из низов пробился к вершинам учености и считался одним из наиболее образованных людей своего времени.
Именно этим от него радикально отличается нынешняя «элита», что в Москве, что у нас… Выйдя, в том числе, из люмпенов, ее представители «поднялись» на грабеже и бандитизме, но ничуть не преуспели в учености, хоть и купили себе «проФФесорские» звания. Что же касается крылатых фраз, то наш «элитняк» способен разве что на «афонаризмы», вроде «умыкни Украину», «маємо те, що маємо», и прочего подобного.
Диагноз: никчемная пустота чистогана
В последнее время немало сатирических стрел выпущено в адрес «духовных скреп», ради укрепления которых в Москве предпринимают чудовищную эскалацию шовинизма, разжигание межнациональной ненависти, спекуляции на тему нового «смертного боя с фашизмом», хотя именно режим Путина все более обретает фашизоидные черты. Наконец, в том числе, для «упрочения духовных скреп» Путин затеял авантюру с Крымом, Донбассом и, в некотором смысле, Сирией. На самом деле ничего смешного здесь нет, тем более что в Украине происходит то же самое, но с другим контекстом.
Для существования социума, для того, чтобы оный социум, говоря по-украински, «тримався купи», необходим некий символ веры, или, как писал Бердяев, скрепляющие символы, если угодно, смысл жизни, наличие и активизация, по Юнгу, неких архетипов, коллективных комплексов, то есть аффективно-нагруженных содержаний массовой психики. Подавляющее большинство рядовых обывателей и представителей так называемой элиты существование подобных движущих ими импульсов не осознают как по причине невежества, так и из-за преимущественно бессознательного характера этих содержаний.
Не будем вдаваться в дебри глубинной психологии, которую до сих пор не совсем корректно называют психоанализом. Отметим лишь, что без существования скрепляющих символов общество дезинтегрируется и деградирует, что, кстати, и наблюдается. Как говорил один герой старого бестселлера об инженере Гарине авторства пролетарского графа Алексея Толстого: «Страшная вещь – человеческая масса, не руководимая большой идеей. Людей нельзя оставлять без вожаков. Их тянет стать на четвереньки». По той же причине правящая элита никогда не будет действительно легитимной, если она не ассоциируется с неким Высшим Началом, которым, в представлении толпы, эта власть якобы санкционирована и которому она якобы служит. Только в таком контексте можно оправдать слова Апостола Павла из Послания к римлянам: «Несть бо власти, аще не от бога». В противном случае сие изречение обращенного в христианство фарисея-гонителя христиан Савла следует рассматривать как извращение учения Христа, который светскую власть, то есть власть от человеков, презирал, будучи, в современных терминах, анархо-коммунистом.
По крайней мере, в наших краях это работает так, а за остальные страны и континенты расписываться не будем.
После развала Союза в Москве это сообразили намного быстрее, чем у нас, по причине того, что в Москве, как это ни прискорбно признавать, с интеллектом и вообще с общей «ерундицией» дела обстоят намного лучше, чем на нашем хуторе. Подчеркнем, что речь идет преимущественно о Москве, Питере, может быть, еще паре-тройке географических пунктов, где в России «кучкуется» разного рода «недобитый» интеллект в собирательном смысле этого слова, причем не суть важно, каковы политические предпочтения этих «интеллектуальных недобитков» – про-путинские или анти-путинские. Вся остальная Россия прозябает в кондовом невежестве еще со времен развитого социализма, когда средний интеллектуальный уровень что у нас, что в России был намного выше.
Вслед за осознанием необходимости возврата к некоему символу веры последовали телодвижения в этом направлении.
Ситуация обострялась тем, что распространенные на рубеже 1980-1990-х годов байки о «светлом капиталистическом будущем» оказались полной туфтой. «Светлое будущее» смогли для себя создать только отдельные индивиды из числа бандитов и чиновников, получивших почему-то греко-античное название олигархов, хотя в наших языках есть аутентичные определения – «мироед», «глитай», «куркуль» и так далее. Остальная масса страдала от катастрофической социальной несправедливости и имущественного неравенства, которые были смягчены для России ростом цен на энергоносители в 2000-х годах, а для Украины и России кредитно-деривативным бумом, окончившимся кризисом 2008 года. Словом, светлое капиталистическое будущее оказалось еще большей утопией, чем несостоявшееся светлое будущее коммунистического образца.
История далекая и близкая
Поэтому скрепляющие символы пришлось искать в прошлом, обращаясь, так сказать, к историческим истокам. Выбор оказался крайне скудным. В России таковыми истоками, кроме недавнего советского прошлого, являются традиции царских времен разной степени древности. После развала Союза весьма забавно было наблюдать их косорукую имплементацию, например, в виде введения такого нового гимна России, чтобы от него одновременно веяло седыми историческими корнями. До «Боже царя храни» не дошло по причине, надо полагать, отсутствия царя. Но имела место быстро провалившаяся попытка внедрить новый гимн на основе неоконченной и бессловесной «Патриотической песни» Михаила Глинки, к которой в срочном порядке сочиняли тексты.
С историографической стороной вопроса тоже возникли огромные проблемы. Героика времен Минина и Пожарского или Кутузова – это слишком давно, а сами факты того, что Наполеон Москву таки взял, а какие-то «полячишки» во времена Ивана Сусанина вообще сумели до нее дойти, делают эти страницы истории весьма неоднозначными. Наследие максимального взлета Российской империи времен последнего государя-императора Николая Второго тоже не слишком пригодно, поскольку именно в это время царизм рухнул, а Николай Романов и присные, как известно, окончили очень плохо. Впрочем, неуклюжие попытки сотворить символ веры из Николая Кровавого продолжаются, а фанаты царизма имеются и в Украине. Иногда, знаете ли, забавно понаблюдать шествие каких-нибудь «исконно русских», которые, кроме православных икон, поклоняются одновременно ликам Николая Романова и Иосифа Джугашвили, более известного под именем Сталин. Подобный плюрализм в одной голове является самой настоящей шизофренией…
В итоге возврат, по крайней мере, частичный, к советским символам был неизбежен. Даже несмотря на бесславную кончину Советского Союза, это было время действительно великих свершений. Тогда победили фашизм в самой страшной войне (какой ценой – это другой вопрос!), отстроили страну, полетели в космос, создали ракетно-ядерный щит, мощную индустрию, науку и вообще сверхдержаву, наконец, имели место широчайшие социальные гарантии и уверенность в завтрашнем дне. Дабы предварить обвинения в апологетике сталинизма, еще раз отметим, что когда речь идет о социальных гарантиях и уверенности в завтрашнем дне, то имеется в виду не сталинский фашизм, а социальное государство позднесоветского образца.
Только на советской морально-психологической основе можно было «поднимать Россию с колен», пусть даже и слегка разбавив ее, основу то бишь, разного рода старорежимными глупостями из известного ассортиментного набора "самодержавие, православие, народность". В результате с приходом к власти Путина был возвращен в обиход советский гимн, откуда, вслед за ранее выброшенным оттуда Сталиным, вылетели не только упоминания о «партии Ленина, силе народной», которая «нас к торжеству коммунизма ведет», но и любые упоминания о коммунистической идее, на которой строился как СССР, так и его гимн. Началось возрождение некоторых советских традиций, прежде всего патриотизма, но, повторим, без той идейной и духовной базы, на которой Союз и держался, кроме, конечно, репрессивного аппарата.
Впрочем, по сравнению с Россией в Украине все оказалось намного более запущенным. Казатчина и Колиивщина – это слишком давно и печально. УНР, ЗУНР, Холодный Яр и ОУН-УПА – это история поражений, а не побед. А главное, нет хотя бы кратковременного и пускай минимально успешного (квази)государственного опыта.
Украинская держава Скоропадского, являвшаяся, по сути, марионеточным образованием на немецко-австрийских штыках? Это несерьезно, за исключением, максимум, создания национальной академии наук, а скорее декларации о таком создании. Не говоря уже о том, что селянская масса власть Скоропадского люто ненавидела и поднималась на восстание против нее многотысячными армиями, чем и воспользовались Петлюра с Винниченко, свергшими «ясновельможного пана гетьмана».
УНР, существовавшая, как словоблудят нынче патриоты от исторической науки, в форме Центральной рады и Директории? Мало того, что эти власти были абсолютно нелегитимными, поскольку их никто не избирал, а они сами себя объявляли властью, так они практически не контролировали не только свою номинальную территорию, но часто даже населенные пункты, считавшиеся в разное время столицами, – Киев, Винницу, Каменец-Подольский. Как это ни парадоксально, но более или менее удачным был опыт разве только Западно-украинской народной республики, и то – только потому, что ее лидеры, окончившие в массе Венский университет и имевшие опыт парламентаризма в Австро-Венгрии, в частности, Евген Петрушевич, не мудрствуя лукаво, формировали аппарат и пытались проводить выборы по старым австрийским лекалам. Но это государственное образование просуществовало считанные месяцы и пало под ударами Польши, которую поддерживал западный империализм. Кстати, это к вопросу о западных ценностях…
Поэтому «глубочайшие идеи» о «третьей украинской республике», с которой периодически возникают разного рода политиканствующие индивиды, должны вызывать истерический хохот у любого, кто дал себе труд хоть немного углубиться в суть печального исторического опыта Украины начала ХХ века. Для того, чтобы была «третья республика», необходимо наличие, как минимум, предыдущих двух, а налицо только одна – нынешнее хуторянско-олигархическое и условно независимое убожество. Когда поляки говорят о 4-й Речи Посполитой, то ранее у них были предыдущие по счету, более или менее суверенные государства.
Все это к тому, что если у России имеется возможность суетливо выбирать между разными историческими опытами, а также лепить эклектическую мешанину из царских и советских символов (что-то вроде двуглавого орла с пятиконечной звездой и большевистский комиссар в обнимку с царским офицером-белопогонником, что само по себе есть идиотизм полнейший), то Украина таких возможностей не имеет объективно.
Но здесь начинается едва ли не наиглавнейшая проблема. Современная Россия, равно как и незалежная Украина, изначально строились на отрицании и дискредитации всего советского, на развале и разграблении того, что было создано в советское время ценой неимоверных жертв и тяжелого труда. И в этом смысле Россия даже где-то превосходит Украину. Процессы развала, разграбления и дискредитации были запущены именно в Москве, а не в Киеве и даже не в Прибалтике. Любой, кто пребывал в здравом уме и в твердой памяти во второй половине 1980-х годов и передвигался по территории бывшего СССР, имея возможность сравнивать, знает, что в то время, когда в Киеве еще что-то боязливо мямлили вслед за Горбачевым о «новом мышлении» и «перестройке с ускорением», в Москве уже вовсю митинговали, носились с демократией и свободой слова. Прежде всего Ельцин разваливал Союз, запрещал КПСС и экспроприировал ее собственность, как потом оказалось в пользу своей семьи и приближенных олигархов. Чтобы предотвратить реванш просоветских сил, «демократ» Ельцин лупил из танков по Верховному совету в 1993-м, хотя за два года до этого советское авторитарное ГКЧП не решилось на такой шаг. Это при втором переизбрании Ельцина в 1996 году раздувалась истерия на тему «голосуй, а то проиграешь!», в результате чего проиграли не просоветские реваншисты типа Зюганова, а подавляющее большинство российского народонаселения, поскольку страна была окончательно отдана на откуп олигархическим кланам, а уже из этого вырос нынешний фашизоидный режимчик «кремлевского карлика», взявшего под контроль олигархический гадюшник.
Аналогичные процессы происходили и в Украине с поправкой на национал-патриотическую суету. Например, в 1999 году похожее «кино» было разыграно, когда типа выбирали между Кучмой и Симоненко.
Подонки шагают впереди
В результате и в Украине, и в России сформировались вариации на тему кланово-олигархического строя. Различие, с оговорками, состоит лишь в следующем. С приходом к власти Путина в России высшая бюрократия кое-как поставила под контроль олигархию хотя бы на федеральном уровне, сформировав, таким образом, в терминах Ленина, государственно-монополистический уклад. В Украине скорее олигархические кланы манипулируют бюрократическим аппаратом, который у нас намного менее консолидированный, чем в России. Впрочем, эти подробности в данном случае не важны.
Важно, повторим, то, что политические и социально-экономические системы обеих стран, их так называемые элиты формировались не просто на разграблении созданного в советский период, но на истеричном отрицании тех мировоззренческих и духовных основ, на которые опирался советский строй. Прежде всего речь идет о коммунистической идее, пусть даже дискредитированной и извращенной до своей противоположности.
А главное, в советской системе координат правящая в Украине и России элита, равно как и социально-экономические уклады в наших странах, должны быть не только однозначно оценены как антинародные и эксплуататорские, но и подвергнуты безжалостному и однозначному уничтожению, причем абсолютно справедливо.
Поэтому для мобилизации народонаселения в поддержку правящих клик используется, так сказать, «советское наследие soft». И этим «софтом», как это ни цинично звучит, является как раз память о страшной войне, которая коснулась практически каждой семьи, в которой были воевавшие, убитые, покалеченные. Эта самая кровопролитная на данный момент в истории война неизбежно оставила в наших странах неизгладимые зарубки в массовой психике вплоть до глубочайших уровней коллективного бессознательного. Манипулировать такими аффективно-нагруженными содержаниями в шкурных и политических интересах власти легко и просто. Правда, это подло и цинично, но этих качеств нашему «элитняку» не занимать!
Так в России появились речевки типа «Спасибо деду за победу!» и маниакальное обвешивание всего и вся георгиевскими ленточками, что вскоре докатилось и до Украины. Возродилось почитание красного советского флага под предлогом того, что это, дескать, «флаг Победы». Хотя автор этих строк хорошо помнит, как 22-23 августа 1991 года в Москве после провала путча ГКЧП экзальтированная толпа в исступлении топтала и рвала красный флаг, а над этим действом возвышался «отец-основатель» нынешней бандитско-олигархической России Ельцин, довольно ухмылявшийся с балкона Белого дома, который двумя годами позднее расстреливали из танков по его приказу.
Шовинистический и фашизоидный шабаш в России привел к совершенно закономерному продолжению в виде агрессии против Украины. Вдаваться в подробности московской агрессии не имеет смысла, поскольку эта трагедия разворачивается на наших глазах в течение последних двух лет. И здесь Кремль продолжил циничное использование советского патриотического наследия, изображая необъявленную войну против Украины как некое продолжение борьбы с фашизмом в Великой Отечественной войне. В 2014 году кремлевская пропаганда буквально исходила истерией на тему борьбы с «бЭндеровским фошызьмом» и защиты русскоязычного населения от оного. Слушая, смотря и читая этот бред, недоброй памяти доктор Геббельс переворачивался в гробу от зависти. Тот факт, что Кремль все более плотно сотрудничает с разного рода национал-фашиствующим отребьем Европы, массового российского обывателя, похоже, совершенно не волнует, равно как и то, что война против Украины окончательно поставила крест на мантрах о «братстве славянских народов». Голодомор и массовые репрессии времен сталинизма при всей их трагичности были все же давно. Оккупация Крыма, а главное -- война на Донбассе, приведшая к огромным жертвам, имеют место сейчас, и память об этом изгладить в обозримом будущем невозможно в принципе. Понимают ли это кремлевские политиканы и лично Путин? Едва ли. Более того, складывается впечатление, что диагноз «паранойя», которым Сталина наградил великий русский нейрофизиолог Владимир Бехтерев, все более применим к Путину.
Вот и в нынешнем 2016 году в Москве опять прошел показушный парад во славу победы над гитлеризмом 71 год назад. Здесь важно даже не то, что такой срок предполагает уже не ликование по поводу победы, с момента которой прошло уже более трех поколений. Ведь очевидно, что по прошествии столь длительного времени давно следует перейти к философскому осмыслению той войны, чтобы подобное более не повторялось.
Но здесь крайне важен еще один аспект, о котором мало кто задумывается. Можно по-разному относиться к советскому строю, но в его основе лежала хоть и извращенная, но великая коммунистическая идея и вера в некое светлое будущее, которое так и не наступило, несмотря на огромные жертвы, страдания и свершения. В основе нынешней московской паранойи, похоже, нет ничего, кроме собственно паранойи, не считая разве что царскорежимных бредней на тему самодержавия-православия-народности.
В Украине власть и капитал тоже «юзают» советский патриотизм, хотя и власть, и олигархи, повторим, являются продуктом развала и разграбления советского наследия. На каких-нибудь «козацьких розвагах» в деле манипулирования «лохторатом» далеко не уедешь, а война с фашизмом, погибшие в ней, старики-ветераны – это святое, это неиссякаемые возможности для пиара.
Кстати, эту тенденцию во время празднования Дня Победы в нынешнем году с особым цинизмом продемонстрировали некоторые СМИ. Они лицемерно использовали тему победы и ветеранов для собственного пиара, хотя, еще раз повторим, контролирующие эти СМИ олигархи «поднялись» на разграблении того, что этими ветеранами отвоевано и создано. От олигархических не отставали остатки государственных СМИ: если в обычном режиме там принято всячески поносить советский период, то во время краткого периода празднования Дня Победы там заводят извечную мантру об «одной на всех нашей победе». В нынешнем году повторением этой мантры отличился Порошенко, являющийся олигархом, то есть – опять приходится повторять! – продуктом разграбления того, что было создано в результате этой самой «нашей одной на всех победы». В украинском языке есть соответствующая фраза: «Жодних докорів сумління!».
Впрочем, советским патриотизмом в Украине успешно пользуются и те, кто его отрицает, пользуясь антисоветской риторикой. Они также выросли на разграблении советского наследия, и если убрать антисоветизм, то ничего не останется.
И это еще не «конец истории». Поэтому в дальнейшем следует ожидать новые серии циничного шоу под условным названием «Подонки пользуют советский патриотизм для укрепления своей власти и разграбления страны»!