6 июня постсоветское пространство отмечает 220 лет со дня рождения Пушкина. В этой связи хотелось бы вспомнить забытую сегодня пьесу Булгакова «Последние дни». Пьеса эта писалась в непростой для страны и самого Михаила Афанасьевича обстановке: приближался 1937-й год.
Мало кто знает, что 37-й – это ещё и всесоюзный год Пушкина.
Год, в котором отмечалось столетие со дня смерти поэта. В первое революционное десятилетие Пушкина предлагалось «сбросить с парохода современности». Как и вся русская классика, Пушкин был объявлен «буржуазным», устаревшим, непригодным для «нашего нового мира» наследием «проклятого царизма». Конечно, такие настроения – выбросить на свалку всю дореволюционную историю и культуру как сосуд мерзости – нравились далеко не всем. В числе тех, кто встал на защиту истории и культуры, были такие разные люди, как Булгаков и Сталин. Оба подвергались за это серьёзным нападкам. Булгакова безжалостно травили «истинные марксисты» и леваки, оседлавшие пролетарские писательские организации. Они же писали письма Сталину с требованием «распни его». Они же, загнанные при Сталине в жёсткие рамки «генеральной линии партии», после смерти Иосифа Виссарионовича пошли в первых рядах хрущёвского «развенчания культа личности».
1937-й был не только ударом – физическим – по этой «троцкистской» (в обывательском смысле этого слова) линии и её видным представителям. Но и ударом идеологическим. 1937-й как год Пушкина – это заявка на возвращение вековых традиций государственности.
В этой обстановке Булгаков и приступил к работе над пьесой. Её особенностью является то, что самого Пушкина в ней нет. Он в лучшем случае присутствует за сценой. Нет роли Пушкина которую мог бы сыграть актёр, но Пушкин показывается глазами современников. Не только из «света» - высшего общества, включая царя Николая I. Но и домашних Пушкина. Замечательно показаны и люди простые, например, ставший поневоле шпионом часовщик, который вынюхивает обстановку в доме Пушкина по заданию ведомства Бенкедорфа. И никак не может забыть стихи поэта.
Пушкина убивают сразу и все и одновременно никто. Сама жизнь, выстроенная при Николае, устроена так, что Пушкину в ней нет места. Булгаков остро чувствовал схожесть своей собственной судьбы с судьбой Пушкина. С той лишь разницей, что Сталин (в отличие от Николая) принял дважды участие в судьбе Булгакова, защищая его от травли и организуя адресную помощь. Но (Булгаков описывает это в «Мольере»), государь не всесилен. Многое в жизни происходит согласно русской поговорке «жалует царь, да не жалует псарь». И псари порой оказываются сильнее царя.
Пьеса Булгакова о Пушкине не была поставлена в 37-м году. Современники Булгакова легко опознали себя в персонажах булгаковской пьесы о Пушкине. Главными гонителями писателя выступили Б. Алберс (исключённый в 1937-м из партии за троцкизм, но затем восстановленный) и крупный чиновник от искусства П. Керженцев, позже изгнанный Ждановым из руководства советским искусством за левацкие закидоны, и особенно за поддержку Мейерхольда.
В последний раз Сталин пришёл на помощь Булгакову уже после его смерти. Пьеса Булгакова была поставлена в 1943-м году во МХАТе. И шла 16 лет. Однако сейчас она, к великому сожалению, забыта.
Предлагаем вашему вниманию замечательную постановку Булгаковской пьесы. Прекрасному тексту здесь подобран подобающий актёрский ансамбль.