Две новости, появившиеся в информационном пространстве почти одновременно, наглядно показывают коренное различие в подходах к социальной защите нынешней «демократической» власти в Украине и в Европе, с которой эта власть якобы берет пример. В Европе данные о том, что около четверти населения Евросоюза может оказаться за чертой бедности, сопровождаются усилиями по введению базового гарантированного дохода, причем в условиях стабильной валюты.
Зато в Украине, где, по различным довоенным оценкам, 70-80% населения относятся к категории бедных по критериям международных организаций, а инфляция составляет десятки процентов, существенному повышению зарплаты гарантированно может порадоваться разве только высший чиновничий аппарат, включая Яценюка.
Главный экономист датского инвестиционного банка Saxo Bank Стин Якобсен недавно обнародовал свой, как он его назвал, «шокирующий прогноз» на 2016 год.
«С начала мирового финансового кризиса бедность в Европе выросла из-за экономического спада и фискальных ограничений. По оценкам Международной организации труда, 123 млн человек в ЕС рискуют оказаться за чертой бедности, а это четверть всего населения Европы. В 2008 году это число не превышало 116 млн. Столкнувшись с растущим неравенством и безработицей, превышающей 10%, Европа планирует ввести единый базовый доход, который гарантирует всем людям, независимо от наличия работы, возможность удовлетворения основных потребностей», — пишет Якобсен.
По мнению эксперта, следующий, 2016 год должен стать определяющим для идеи продвижения гарантированного дохода в качестве меры борьбы с неравенством и бедностью. По словам Якобсена, такие меры обсуждаются по всей Европе: в Испании за базовый доход выступает левая партия «Подемос», Финляндия в 2016 году запускает эксперимент по предоставлению базового дохода своим гражданам, в Швейцарии в 2016 году пройдет референдум по этому вопросу, то же самое имеет место во Франции.
* * *
Следует обратить внимание на тот факт, что в отличие от Украины, где свирепствует инфляция, в Европе она отсутствует как таковая. Финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008-2009 годах и до сих пор полностью не преодоленный, имеет дефляционную природу, то есть представляет собой «схлопывание» фондовых, товарных, ипотечных «пузырей», надутых в период докризисного бума. Нам это может показаться странным, но в еврозоне мечтают разогнать инфляцию хотя бы до 2%, чтобы достигнуть так называемого инфляционного оживления.
С этой целью в Европе предпринимают меры, аналогичные количественному смягчению (quantitative easing), которое проводил Федеральный резерв США. По сути, проводят денежную эмиссию. С этой целью только с марта 2015 года по сентябрь 2016 года Евроцентробанк ежемесячно скупает и намерен далее скупать облигации и другие ценные бумаги в среднем на 60 млрд. евро. Эти деньги поступают в оборот, инвестируются в производство или идут на перекредитование. Цель программы — достичь указанного уровня инфляции в 2%.
Политику выкупа активов в ЕЦБ считают вполне перспективной. Она уже позволила снизить курс евро по отношению к доллару, нарастить экспорт и возобновить кредитование реального сектора экономики. Но надежды на инфляцию пока не оправдались. В августе — октябре 2015 года она колебалась от −0,1% до + 0,1%, то есть, по сути, равнялась нулю.
Все это к тому, что в Европе отсутствует проблема обвала валюты и галопирующей инфляции, но там думают об установлении единого базового дохода, гарантирующего всем людям, независимо от наличия работы, возможность удовлетворения основных потребностей, который — обратим внимание еще раз — будет исчисляться в стабильном евро.
* * *
В Украине же, наоборот, после недавней обвальной девальвации свирепствует инфляция, исчисляемая в десятках процентов.
Но правительству девальвация и инфляция даже на руку. Девальвация национальной валюты автоматически увеличивает гривневые бюджетные поступления от экспорта. В свою очередь, инфляция увеличивает масштаб внутренних цен и ведет к чисто арифметическому повышению налоговых отчислений. Это позволило Яценюку недавно похвастать тем, что по итогам 2015 года ожидаемый рост поступлений в центральный бюджет составит 30%, а в местные бюджеты — 40%.
По официальной статистике, потребительские цены в Украине в уходящем 2015 году выросли в среднем на 42,3% (данные за декабрь 2015 г. в сравнении с декабрем 2014-го).
Тогда как прожиточный минимум осенью увеличился на 13%, а зарплаты госслужащим и социальным работникам — не более чем на 19%. При этом следует отметить, что это повышение произошло с полуторагодичным опозданием.
В бюджете на 2016 год предусмотрено лишь незначительное повышение основных социальных стандартов. Так, устанавливается следующий прожиточный минимум на одного человека в расчете на месяц: с 1 января 2016 года — 1330 грн; с 1 мая 2016 года — 1399 грн; с 1 декабря 2016 года — 1496 грн.
Для основных социальных и демографических групп населения повышение выглядит следующим образом. Для детей до 6 лет: с 1 января 2016 года — 1167 грн, с 1 мая — 1228 грн, с 1 декабря — 1313 грн. Для детей от 6 до 18 лет: с 1 января — 1455 грн, с 1 мая — 1531 грн, с 1 декабря — 1637 грн. Для трудоспособных лиц: с 1 января — 1378 грн, с 1 мая — 1450 грн, с 1 декабря — 1550 грн. Для лиц, утративших трудоспособность: с 1 января — 1074 грн, с 1 мая — 1 130 грн, с 1 декабря — 1208 грн.
Также предусмотрен рост минимальной заработной платы с 1 января 2016 года — 1378 грн в месяц, с 1 мая 2016 года — 1450 грн, с 1 декабря — 1550 грн.
Очевидно, что на фоне нынешних цен и тарифов, которые продолжают неуклонно расти, подобные цифры социальных стандартов выглядят мизерными.
А самое главное, правительство совершенно не намерено компенсировать гражданам потери от девальвации и инфляции, раскрученных его и Национального банка стараниями!
Закладывая на 2016 год рост социальных стандартов на 12%, правительство утверждает, что таким образом будет компенсирована 12%-я инфляция, прогнозируемая на следующий год. Не будем даже обсуждать реальность прогноза 12%-й инфляции, что представляется весьма сомнительным. Но получается, что более чем 42%-ю инфляцию 2015 года Яценюк, Яресько и компания вообще компенсировать не собираются! Очевидно, что если в 2015 году при инфляции 42,3% социальные стандарты увеличили максимум на 19%, а в 2016 году при ожидании инфляции 12% планируют и стандарты увеличить на 12%, то компенсация получается далеко не полной. А ведь надо еще вспомнить инфляцию 2014 года в размере почти 25% при полностью замороженном росте социальных стандартов.
Похоже, правительство Яценюка под шумок политических скандалов намерено спустить вопрос адекватного повышения стандартов на тормозах. Может, драчку между Аваковым и Саакашвили специально затеяли, чтобы отвлечь досужую публику от важных социально-экономических вопросов?
Но если в Европе за чертой бедности рискуют оказаться, как сказано выше, 25% населения, то в Украине ситуация намного хуже.
Так, по критериям Мирового банка к категории бедных можно отнести свыше 70% населения, а по критериям ООН бедными в Украине являются 81% населения. Причем оценки эти делались еще до революции на Майдане и войны на Донбассе, то есть до нынешнего жесточайшего экономического кризиса, сопровождающегося обвальной девальвацией гривны, обесцениванием и сокращением доходов граждан, галопирующей инфляцией, неуклонным ростом безработицы и так далее.
* * *
Но кое-кому с повышением доходов в Украине повезет значительно больше, чем другим. И в первых рядах таких «везунчиков» будет все тот же Яценюк!
Согласно постановлению Кабмина от 9 декабря 2015 года № 1013, в пределах расходов на оплату труда, утвержденных в сметах органов исполнительной власти, местного самоуправления, прокуратуры и других органов, за счет выплат, связанных с индексацией, надбавок, доплат и премий, повышаются 1 декабря 2015 года на 25% должностные оклады руководящих работников, специалистов и служащих.
В частности, повышение предусмотрено для премьер-министра, оклад которого был установлен распоряжением президента № 22 от 8 января 1992 года в размере 20 минимальных заработных плат, что составляет 27 560 гривен. В результате, зарплата главы правительства увеличена до 34 450 гривен.
На 25% повышается зарплата сотрудникам Администрации Президента, Государственного управления делами, Секретариата Кабмина, помощникам-консультантам депутатов Верховной Рады Украины, уполномоченному по правам человека и сотрудникам его секретариата, другим категориям госслужащих органов государственной власти и местного самоуправления.
Но это в теории. Практика показывает, что далеко не все чиновники, вплоть до низовых сотрудников на местах, получат указанную 25%-ю надбавку. Чаще всего на это просто не хватает средств, заложенных в бюджете. Оправданием же в этом случае является приведенная выше формулировка указанного постановления Кабмина: в пределах расходов на оплату труда, утвержденных в сметах органов исполнительной власти, местного самоуправления, прокуратуры и других органов.
Иными словами, если денег нет, то и спроса нет, особенно если дело касается местных бюджетов. А денег не хватает даже в Киеве, не говоря уже о каком-нибудь стагнационном районе в глубинке. А посему рядовые сотрудники, например, социальных служб, получающие мизерную зарплату, едва ли получат дополнительные средства.
В то же время, внутренний голос подсказывает, что на повышение зарплат для Яценюка, Ложкина и им подобных средства найдутся.
Хотя уж их-то точно нельзя назвать нуждающимися! Во всяком случае, слухи о «миллиарде Яценюка» до сих пор гуляют по интернету... Или это не слухи?!