Уже две недели новостные ресурсы гноятся информацией о кассовом успехе фильма «Поводырь». За это время ленте удалось стать рекордсменом по сборам среди украинских фильмов. Однако весь этот кассовый успех не компенсирует и копейки из суммы, которая была вложена непосредственно в создание картины.
За первые две недели проката фильм собрал около $450 тыс., что по сегодняшнему курсу составляет почти 7 млн. грн. Первые уикенды являются для любого фильма наиболее прибыльными. Уже с третьего уикенда сборы фильма снижаются вдвое, а то и больше. Так что даже при наиболее удачном стечении обстоятельств за оставшееся время проката «Поводырь» получит едва ли столько же. В итоге кинотеатральные сборы, скорее всего, остановятся на отметке в 12-14 млн. грн.
При этом глава компании B&H, которая занимается кинотеатральными показами «Поводыря», Богдан Батрух заявлял, что фильм получит в прокате 20 млн. грн. Уже сегодня эта цифра выглядит практически недостижимо.
Однако даже если случится чудо, и лента получит эти 20 млн. грн. — она составит приблизительно пятую часть от суммы, которая бы полностью компенсировала все затраты на фильм. Ведь чтобы «Поводырь» вышел «в ноль», его общие сборы должны составить около 150 млн. грн.
Арифметика проста. Бюджет картины по курсу на момент её создания составил чуть меньше $2 млн. На сегодняшний день это уже около 30 млн. грн. Приблизительно половину всего, что фильм собирает в прокате, — отдаётся кинотеатрам. А ещё 30% от оставшейся суммы — прокатчику. Так что создателям фильма возвращается лишь 20% бокс-офиса. Чтобы эти 20% составили 30 млн. грн. (бюджет фильма) и необходимо, чтобы общая его касса достигла неслыханных 150 млн. грн.
Однако в этой сумме не учтены сопутствующие затраты на создание кинотеатральных копий. По словам продюсера Владимира Хорунжего («Синевир», «Влюблённые») создание одной копии по самым минимальным расценкам обходится в $100. Так что ещё $13 тыс. (около 200 тыс. грн.) необходимо вернуть за 130 кинотеатральных копий.
Кроме того, в одном из интервью Богдан Батрух сказал, что в промо фильма было вложено 2,5 млн. грн. По словам инсайдеров, эти средства прокатчик будет возвращать из тех оставшихся 20%, которые предназначаются непосредственно создателям ленты.
Теперь посмотрим, что осталось от $450 тыс., которые были собраны «Поводырём» за первые две недели:
$225 тыс. — доля кинотеатров
$135 тыс. — доля прокатной компании
$90 тыс. (около 1,4 млн. грн) — частичная компенсация средств, вложенных в промо фильма.
Т.е. создателям фильма будут возвращаться деньги лишь после того, как они отсчитают из своей доли ещё 1,1 млн. грн. за промо.
А ведь фильм снимался полностью за счёт Госбюджета, т. е. деньги на него выделялись из наших с вами карманов, уважаемые налогоплательщики. Как и в случае со всеми предыдущими украинскими фильмами, снятыми за счёт госсредств, обратно в бюджет они не вернутся.
Конечно в будущем «Поводырь» будет показываться на телевидении, в он-лайн кинотеатрах, а также за рубежом. Однако все это не компенсирует суммарные затраты на фильм.
В связи с этим пафос «Поводыря», как «самого кассового украинского фильма» лопается, как мыльный пузырь.
«Сегодня Украине, тем более, когда идёт война и казна пуста, нужны не подобные рекорды по сборам. Сейчас нужны фильмы, которые способны вернуть вложенные в них средства. Один из самых главных показателей в любом бизнесе — возврат инвестиций. Вернуть украинскому государству деньги, которые ты у него взял, — это намного больший патриотизм, чем рассказать настолько аутентичную историю, как в этом фильме», — подчёркивает Хорунжий.
Подобный убыточный расклад по бокс-офису можно составить и по любому другому украинскому кинотеатральному фильму. Ведь за годы украинской независимости не было снято ни одной картины, которая вернула бы инвесторам вложенные в неё средства.
P. S. Следя за кассовыми сборами «Поводыря», я чувствую себя человеком, у которого незаметно вытянули кошелёк, после чего (в качестве то ли насмешки, то ли компенсации) подкинули его обратно, но уже без денег.