Украина — это мировой храм науки. Не верите? В
Оно конечно, вузы есть разные. Подавляющее большинство «оказывает образовательные услуги». Учат немногие. К чести Табачника, надо сказать, что в 2011 году количество вузов по уровням аккредитации составляло 501 и 345 соответственно. Режут «вузы», так или иначе. Через пень-колоду, но какая-то борьба с девальвацией дипломов ведется и «малина» накрывается.
Однако, заметим, высшее образование является огромной отраслью нашей экономики.
Возьмем только один аспект — экспорт «образовательных услуг».
Так, по состоянию на 1 января 2013 года, в Украине обучаются 60,3 тысячи иностранных студентов.
При этом, количество студентов из Европы и Северной Америки в числе иностранных студентов уже превышает 4 тысячи человек. Студенты-иностранцы в качестве платы за обучение (контрактная форма обучения) оставляют в Украине 4,3 миллиарда гривен в год.
Это слова министра образования и науки Дмитрия Табачника. То есть 537 млн долларов США. Это больше, чем стоил проект «Донбасс-арены».
Но — сегодня не об этом. Украина — не только страна миллионов студентов и десятков, если не сотен тысяч преподавателей, но и ученых!
Здесь данные несколько устаревшие. Так, на 1 октября 2010 года в экономике Украине работало 14 418 докторов наук. Скорость «остепенения» у нас все время растет. Примерно 500 докторов в год. Так что сейчас — где-то 16 тысяч. Кандидатов (давно неведомый в мире диплом, поскольку недо-доктор или магистр-плюс никому не нужен) так вообще целая орда, считать не будем.
А вот инновационный сектор у нас как-то не очень.
Потому что за время независимости численность собственно ученых-исследователей в нашей стране... сократилась в три раза. При том, что и сегодня в научных организациях государственного, предпринимательского и образовательного секторов науки работает 135 тыс. человек — а это 0,7% занятого населения страны. Из них 70 тысяч — исследователи (16 тыс. кандидатов наук, 4 тыс. докторов наук и 50 тыс. исполнителей научных и научно-технических работ без научной степени).
И в этом развеселом вихре из плюща грех было бы не спрятать фиговые листки. Как там писал Гилберт Кийт Честертон? Где умный человек прячет лист? В лесу!
Многие очень преданы науке. И в поворотные моменты истории бросают жизненный комфорт на алтарь ответственности перед обществом. Так, после разгона Компартии УССР Владимир Литвин, бывший работник Минобразования и ЦК КПУ, работал, как считается, ночным сторожем. Вместе с Адамом Мартынюком. Падение на общественное дно оказало, надо думать, неизгладимый отпечаток на психику будущего дважды спикера.
Ведь еще недавно этот паркетный серфер, казалось, поймал правильную волну. В 1984 году Литвин успешно защитил кандидатскую диссертацию на животрепещущую тему «Деятельность Компартии Украины по усовершенствованию подготовки преподавателей общественных дисциплин в
И тут к власти пришел Горбачев — оказалось, что все-таки недостаточно эффективно партия готовила преподавателей общественных дисциплин, многие из них оказались волками в овечьей шкуре. Свирепо взвыв, они бросились вырывать кровавые куски из партийного тела, разоблачая Сталина, Брежнева, и даже Ленина.
Но, с другой стороны, вряд ли осторожный выходец из сельской семьи Литвин решился бы предложить такую тему как «Атавизм культа личности в
В
Но Владимир Литвин недолго бродил с берданкой вокруг склада с секонд-хэндом или стоянки — ну что там можно было охранять в
Полезно быть преподавателем или администратором образования в нашей стране — вы не находите? Не исключено, что Разумков — студент нашего героя. После окончания в
Это мне напоминает исторический анекдот:
Посол Венгрии сообщил Рузвельту, что Венгрия объявляет войну США.
Рузвельт: Венгрия? А что это за страна?
Посол: Это королевство в Европе.
Рузвельт: Кто же ваш король?
Посол: Во главе Венгрии стоит адмирал Хорти.
Рузвельт: Адмирал? Так вы нападете на наш флот?
Посол: Мы не имеем выхода к морю и поэтому у нас нет флота.
Рузвельт: Возможно, у вас к нам какие-то территориальные претензии?
Посол: Нет. У нас есть территориальные претензии к Румынии.
Рузвельт: Тогда почему вы не объявите войну им?
Посол: Они наши союзники...
Но вернемся к хитросплетениям украинской политики.
В
Вас ничего не смущает? Пусть — защита «по количеству публикаций», это не так страшно. Но что тема, что временные рамки — вторая половина ведь только началась, не так ли? Ладно, возможно «википедики» напутали, или кто-то заметил промашку: приведем цитату из официальной биографии на языке оригинала: «Політична арена України: дійові особи та виконавці (Суспільно- політичний розвиток України у другій половині
В 1996 году Литвин — уже профессор! А в 1997 году — член-корреспондент НАНУ!
Это при том, что большинство докторов наук годами ждут присвоения ученого звания профессора, не говоря уже о том, чтобы стать членом-корреспондентом.
Итак, нам уже понятно, что доктором наук, профессором и академиком советский кандидат наук по истории партии (это честно!) стал... в эпоху работы в администрации Кучмы.
Но будем объективными.
В пользу Литвина говорит то, что в науке он все-таки не «говорящая лошадь»: пусть и по «религиозному», в определенной степени, предмету — истории партии, но он сумел защититься в советское время. А вот последующие научно-публицистические экзерсисы вызывают сомнения.
И об этом — в других частях...