Удивительное совпадение концепций новогодних концертов двух больших отечественных телеканалов — «Интера» и «Украины», вплоть до использования одних и тех же песен — повлияет, уверена, на дальнейшее развитие отечественного ТВ. Оно, наконец, поставит точку в том направлении теленовогодних проектов, которые многие годы успешно эксплуатировали каналы, нацеленные на русскоязычную аудиторию старше 50-ти, часть из которой до сих пор ностальгирует по «совку» и еще донедавна жила в мире, создаваемом российскими сериалами.
И случится это не только из-за ставшей уже всем, надеюсь, очевидной исчерпанности «золотой жилы». Но и по причине невозможности объединить «ежа с ужом» — упорного нежелания некоторых телеменеджеров увидеть реалии родной страны с теми колоссальными изменениями, которые, на самом деле, в ней таки происходят, и прежде всего в сознании граждан.
Итак, несмотря на естественную разность сюжетов, рамочно объединяющих музыкальные концертные номера, «Интер» и «Украина» пошли практически одним путем. А именно — все тех же «старых песен о... не важно чем», перепетых актуальными на данный момент артистами. Понятное дело, что в конце 2015-го практически ВСЕ певцы были на обоих каналах украинскими. В отличии от предыдущих годов, когда среди киркоровых, кобзонов, валерий, королевых и прочих представителей российской попсы лишь изредка мелькали украинские Анна Лорак, Таисия Повалий и вишенка на тортике — София Ротару. На сей раз оба канала строго придерживались предписаний Нацрады.
Были, конечно, в этих двух концертах и отличия — сразу оговорюсь, практически все в пользу канала «Украина». На «Украине» в репризах между музыкальными номерами, которые исполнялись то Александром Вертинским, то ведущими телеканала, соблюдалось двуязычие. На «Интере» украинскую речь услышать, кроме как в нескольких песнях, лично мне не удалось. Не знаю, может, что-то пропустила... На «Украине» было больше украинского песенного репертуара. Также, кроме российских «хитов», гораздо чаще, чем на «Интере», звучали хиты мировые. На «Украине» словесные подводки к песням были просто ходульными. На «Интере» же даже эти репризы отсылали зрителя то к российским сериалам, то к персонажам российского разговорного жанра, то к российским реалиям...То есть, скажем, те же известные 50-летним и старше «Маврикиевна и Никитична», только в исполнении украинских актеров. Даже в центральной паре ведущих концерта натуральный, но диссиденствующий в родной стране и разрешенный в Украине россиянин Михаил Ефремов соседствовал с украинкой Ольгой Сумской, которая, однако, явно косила под Ксюшу Собчак (хотя, возможно, кто-то увидел в них персонажей Андрея Мягкова и Барбары Брыльской из «Иронии судьбы...»)... То есть Безлюдная — топ-менеджер «Интера» — на сей раз (явно в угоду Нацраде и патриотически озабоченной общественности) просто «переодела» русский мир в украинский прикид. Знаки и месседжи, «пароли и явки», однако, оставила прежние. Так сказать, «шифрограмма».
При этом была предпринята явная попытка как-то осовременить действо, побороться за молодого зрителя. Вылилось это в фантасмагорическое объединение. Вот представьте: «Маврикиевна и Никитична» соседствует с китчевым репертуаром радио «Шансон», с припевами типа "«лишь бы голой ходить пред тобою» и «пицу тебе приготовлю» (Мария Яремчук с песней некой российской группой «Градусы») . Ну и подтанцовка практически во всех номерах была словно для стриптиз-бара. Причем для тех, кто, возможно, как я, занимался зэппингом между «Интером» и «Украиной», разницу в подходе к аудитории можно было увидеть воочию. Поскольку, повторюсь, песни порой на обоих каналах звучали одни и те же, то можно было сравнить «художественное воплощение», например, знаменитой песни из «Бриллиантовой руки» — «Помоги мне» — там и там. Сравнение впечатлило.
Короче. Днем 31-го декабря моя 24-летняя дочь, вообще-то не часто обсуждающая со мной проблемы украинского ТВ, решила вдруг поделиться своими впечатлениями. «Мама, — сказала Катя, — из года в год украинские телеканалы становятся все хуже и хуже, смотреть ну абсолютно нечего. Даже в Новый год. Какие-то дурацкие огоньки, какие-то „Елки“ на Новом канале...». Я отвечаю: «Так вы же, молодые, ТВ не смотрите уже, оно на вас теперь и не ориентируется, в основном для тех, кому за 50...». На что Катя вдруг бурно отреагировала: «Так мы бы хотели смотреть! Мы бы хотели смотреть наше, украинское, модерновое, телевидение. Но его же нету! Нет ничего для нас, и мы смотрим ТВ западное...».
То есть сначала наши телеменеджеры под лозунгом «народ этого хочет» осуществило не только идеологическую «совковизацию» отечественного ТВ под чутким российским руководством, сдобренным рублем, но и его тотальную «барбосизацию», то есть примитивизацию. Теперь, когда оно начало, в том числе и вследствие этого, терять аудиторию, интересную для рекламодателя, оно пытается судорожно вернуть молодое поколение к экранам. Идя при этом путем уже не просто «барбосизации», а «порноизации» и просто офигительной, безудержной пошлости, на уровне персонажей с Кольцевой дороги и их клиентов. Господа олигархи, вы по-прежнему будете верить тем телеменеджерам, кто утверждает, что именно эти персонажи и есть мечтой рекламодателей? Даже тех, скажем, кто, теоретически, мог бы зайти к нам после присоединения к зоне вольной торговли с ЕС? И что именно этих персонажей вам надо вновь «прилепить» к экранам?
Или все-таки прислушаетесь к голосу если не сторонних экспертов, то хотя бы собственного разума, или хотя бы инстинкта самосохранения?
Кстати, что реально «порвало», так это название «интеровского» действа: «Поверь в мечту». Судя по сюжету зрелища, мечта у Безлюдной одна. Жители городка в результате некоего научного эксперимента по созданию аппарата исполнения мечт оставшиеся в новогоднюю ночь без света, вынуждены выйти встречать праздник в «уютный зимний дворик». Конечно, при этом они подружились, влюбились, обрели мечты — в общем, как в большой рекламной сказке времен СССР про «большую советскую семью»...
Действительность потролила «Интер» лучше всех нас с вами. С перебоями в подаче электричества нынче встречал Новый год оккупированный Россией остров Крым. Может, кто-то подбросит Дмитрию Фирташу томик Василия Аксенова?:).