Вот ранее обещанный мной анализ событий прошлой ночи. Получилось, наверное, многословно, но не судите строго: сейчас важнее быстрее выложить, чем без конца редактировать.
Мое личное мнение: кризис с Украинским домом прошлой ночью и как его прямое следствие последующая практически полная потеря Януковичем Полтавы - это КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В ПОЛЬЗУ МАЙДАНА.
А теперь постараюсь поподробнее.
1. Для меня ясно, что силового решения кризиса теперь не будет. Почему? Смотрим на события.
1) В Укрдоме заблокировали около сотни бойцов Беркута и ВВ. Осаждавших – около 2 тыс. Неподалеку от Укрдома сосредоточились 300-400 бойцов Беркута, но они были без оружия. Если бы им был дан приказ силой оружия разблокировать своих в Укрдоме, то при таком раскладе сил они это сделали бы за 10-15 минут. Но такого приказа им НЕ ОТДАЛИ.
2) В Укрдоме находились 5 человек в гражданском, которые руководили изнутри действиями старших офицеров блокированного подразделения и с которыми вел переговоры пришедший в здание глубокой ночью Виталий Кличко. По мнению аналитиков, это были старшие офицеры СБУ. Соответственно, они имели непосредственную постоянную связь со своим руководством. Вывод: отказ от силового решения ситуации с Укродомом был принят на весьма высоком уровне - как минимум, руководством СБУ.
Таким образом, по моему мнению, все это свидетельствует о том, что на достаточно высоком уровне (ближайшее окружение Януковича) сложилось мнение, что силовое развитие событий не в их интересах.
Почему? Анализируем дальше.
2. Чтобы решиться на силовой вариант с полномасштабным применением огнестрельного оружия, нужно иметь достаточную уверенность в успехе, иначе – гибель. Поэтому лица, принимающие такие решения, стали анализировать ситуацию и ее тенденции.
1) Череда всех предыдущих событий показала, что любая попытка оказать давление на восставших в Киеве ведет к усилению их действий. Следовательно, социальный резерв Майдана далеко не исчерпан, и эта тенденция сохраняется.
2) Попытки задушить Майдан в Киеве приводят к восстаниям в регионах и к развитию их успеха. Крайне показательной в этом плане считаю ситуацию в Полтаве, где в течение почти трех суток сторонники Майдана пытались взять под контроль областную администрацию, но захватили ее лишь во время кризиса с Укрдомом. То есть, этот кризис послужил мощным толчком к мобилизации резервов сторонников Майдана в регионах.
3) Анализируя маневры Януковича с отставками и перестановками, лица из его окружения, по моему мнению, пришли к мнению, что в случае провала силового варианта Янукович не возьмет всю ответственность на себя, а подставит их.
4) В окружении Януковича, без сомнения, уже изучили настроения в украинской армии и поняли, что армию лучше в эти дела не впутывать. Для них же лучше, в смысле их личной безопасности.
Таким образом, по моему мнению, в ближайшем окружении Януковича возобладала точка зрения, что силовой вариант слишком рискован, чтобы быть успешным, и слишком опасен для них лично, чтобы они на него пошли или хотя бы с ним согласились
3. Мой прогноз на развитие событий.
Янукович будет продолжать попытки при помощи политических маневров:
а) прежде всего, расколоть участников противостоящей ему оппозиционной неформальной коалиции.
б) попытаться снизить активность Майдана
Но это у него вряд ли получится. Настроения на Майдане достигли такого градуса, что любой лидер, который не будет им соответствовать, будет немедленно свергнут низовыми массами Майдана. То есть, лидеры Майдана сейчас находятся в положении Джохара Дудаева, прибывшего на переговоры с Ельциным. Дудаев тогда сказал в личной беседе уже не помню кому из ельцинского окружения, что если он пойдет на уступки, то по возвращении в Чечню он будет застрелен своими же соратниками. Иными словами, лидеры Майдана уже не могут быть свободны в своих действиях и решениях, поэтому пытаться их расколоть и поссорить друг с другом или даже ликвидировать бесполезно и бессмысленно.
Таким образом, я считаю уход Януковича от власти уже неизбежным и довольно скорым. Если Янукович не натворит никаких дополнительных глупостей, то он может реально рассчитывать на справедливый суд и на адекватный приговор, причем достаточно мягкий, если он вернет значительную часть наворованного и публично попросит прощения у народа. В противном случае его ждет судьба Гамсахурдия, или в свои последние часы и минуты он будет завидовать тому, как гуманно обошлись с Саддамом Хусейном.