Пока многие политики и предприниматели ожидают результатов независимой оценки газотранспортной системы (ГТС) Украины, на рынке уже появились предположения о том, кто сможет поучаствовать в программе ее модернизации. В прессе появились сообщения, назвавшие возможных потенциальных подрядчиков, участвующих в модернизации. Авторы публикаций логично интересуются, почему на эту роль претендуют иностранные производители, ведь у нас в стране хватает своих предприятий (ГП НПКГ «Зоря-Машпроект», ПАО «Сумское НПО им. М.В.Фрунзе», ОАО «КрТЗ «Констар», ОАО «Мотор Сич» и другие), чья продукция была бы востребована при проведении такого масштабного проекта. Кстати, в этих же заметках говорится, что некоторым из них нечем загрузить свои мощности.
Взять, к примеру, НПО им. Фрунзе, которое как раз специализируется на компрессорах и газоперекачивающих агрегатах (ГПА), его потребителями являются такие гиганты, как российские «Газпром», «Роснефть», Лукойл. Но последние несколько лет объемы производства ГПА снижаются, вслух высказываются претензии ккачеству, проводятся массовые сокращения персонала, а аналитики говорят о выводе прибыли. Мы попытались разобраться, что происходит с одним из лидеров отечественного машиностроения.
Долгое время предприятием бессменно руководил Владимир Матвеевич Лукьяненко, ранее занимавший пост Министра химического и нефтяного машиностроения СССР. При нем НПО им. Фрунзе совершенствовалось, была проведена программатехнического переоснащения, хотя сложностей тоже хватало. Например, в середине
Однако в 2007 г. предприятие вошло в группу «Энергетический стандарт» предпринимателя Константина Григоришина. Новый владелец не стал пересматривать стратегию и продолжил концентрироваться на производстве ГПА. Таким образом, насосное направление осталось не у дел. Одновременно с этим, стали появляться признаки некоторого кризиса в управлении, как внешние, так и внутренние. Привлеченный Григоришиным менеджмент пытался удержать контроль над предприятием, но управлять таким сложным организмом как НПО им. Фрунзе без адекватного опыта оказалось не под силу: за прошедшее время на НПО сменились 4 гендиректора и 6 директоров по продажам. У каждого из руководителей были свои представления о целях предприятия и свои методы их достижения.
Так, в 2007 г. НПО им. Фрунзе возглавил Виктор Чобан, ранее достаточно успешно руководивший «Запорожтрансформатором». В качестве одного из вариантов развития он предложил снизить зависимость от внутреннего и российского рынка и наращивать экспортное направление, с акцентом на экзотических рынках вроде Латинской Америки. Но если последствия этой идеи оценить сложно, ведь она так и не была реализована, то другая инициатива г-на Чобана сказалась на предприятии явно не лучшим образом. Приглашенные им дорогостоящие топ-менеджеры (в том числе директор по кадрам), не смогли найти общего языка с трудовым коллективом. Система оплаты труда была изменена со сдельной на фиксированные оклады, что привело к демотивации и оттоку специалистов; для снижения издержек были проведены сокращения ключевых сотрудников в НТЦ и основных производственных рабочих. Естественно, это не могло не сказаться на результатах: у НПО им. Фрунзе с 2007 г. началось резкое снижение чистой прибыли (в 2007 около 102 млн. грн., в 2011 0,4 млн. грн., то есть в 250 раз (!) за четыре года). Похоже, именно это и стало причиной, по которой г-н Григоришин в 2008 г. назначил нового гендиректора.
Им стал Игорь Иванов, пришедший вслед за Чобаном и ранее работавший его замом по коммерции. И в этот раз без трудностей не обошлось, но они были несколько другого порядка. В своей деятельности Иванов был вынужден постоянно ориентироваться на амбиции акционера, г-на Григоришина, который всегда был не чужд политики. Однако не всегда «ставил на тех». Да и
В 2010 г. Григоришин предложил возглавить НПО им. Фрунзе Вячеславу Романову, ранее занимавшему должность технического директора ГП НПКГ «Зоря-Машпроект». Он отлично разбирался в технологиях и пользовался уважением у рабочих, но для генерального директора важны еще и знания в области финансов. У предприятия резко стала расти задолженность (общая задолженность на 31 декабря 2011 г. по данным Smida.gov.ua составила более 2 млрд. грн.), а аналитики заговорили о выводе активов. Плачевная ситуация с финансами на предприятии стоила г-ну Романову должности.
Новым гендиректором компании стал Алексей Цымбал. Ему до сих пор приходится объяснять, почему списочный состав предприятия продолжает сокращаться: с почти 16 тыс. в 2007 до примерно 12 тыс. в 2011 г. (следовательно, вместе с семьями эти сокращения затронули более 10 тыс. человек, что для
Российские СМИ тем временем говорят о формировании олигархом Сулейманом Керимовым «федерального холдинга по производству ГПА» и вхождении в него НПО им. Фрунзе (кстати, о какой «федерации» идет речь?).
Неизвестно, является ли информационная активность, развернутая в ряде СМИ вокруг модернизации ГТС и НПО им. Фрунзе, частью предпродажной подготовки, но эксперты сходятся в одном: активные спекуляции на эту тему косвенно способствуют тому, что основные заказы, в конечном счете, достанутся иностранцам. Таким компаниям как KSB, Sigma, Hyundai Heavy Industries, Rolls-Royce, General Electric, Gardner Denver, Siemens и другим крупным мировым производителям есть, что предложить заказчикам, а искусственное создание напряженности вокруг отечественных предприятий только играет на руку иностранным конкурентам.