Вокруг государственного спецэкспортера ГК «Укрспецэкспорт» уже 15 лет скрещиваются интересы внутренних и внешних центров давления. Первые представляют финансово-промышленные группы, которые пытаются управлять ресурсами отрасли. Вторые же заинтересованы в стратегическом ослаблении Украины как ведущей мировой державы в области производства и экспорта вооружений.
Несмотря на разные цели, арсенал у обоих во многом схож. В основном это дискредитация отдельных организаций, их руководителей или производимой продукции.
Технология «информационного впрыска» проста. Малозаметный сайт печатает новость, якобы основанную на информационных утечках из ГК «Укрспецэкспорт» или ГК «Укроборонпром». Затем его перепечатывают другие сайты. После легализации он переплывает на телеканалы и в газеты.
Одна из излюбленных тем информационных атак роль консультантов в заключении международных контрактов. Несмотря на то, что эта категория присутствует во всех без исключения сделках любых мировых спецэкспортеров, в Украине этот аспект стал главным оружием дискредитации.
Причем в разных ситуациях тема консультантов подается в противоположных плоскостях.
Скажем, в иракском контракте руководство ГК «Укрспецэкспорт» и лично Дмитрий Саламатин получают упрек в отстранении их от сделки. В других же контрактах ГП «Прогресс» с польским авиаремонтным заводом WZL-2 тема посредников трансформирована на 180 градусов. Здесь речь идет о недопустимости присутствия посреднической фирмы «Primavera financial», которую в Польше легально представляет один из представителей украинской диаспоры. То есть одни консультанты считаются необходимым условием заключения контракта, а другие недопустимой практикой. И это при том, что упомянутая «Primavera financial» стала участвовать в подобных сделках задолго до того, как ГК «Укрспецэкспорт, а затем ГК «Укроборонпром» возглавил Дмитрий Саламатин.
Главным обличающим документом таких «неуставных» отношений, как правило, являются ксерокопии платежек. Именно такими платежками, по которым ГП «Прогресс» якобы перечислило средства на счета «Primavera financial», потрясала в эфире малозаметного телеканала юная журналистка. Этот же сюжет на следующий день, очевидно, не без выгоды для себя разместило интернет-издание.
Хотя найти криминал в этой операции невозможно, даже если отбросить сомнения в подлинности так называемых документов. Еще никто в мире не научился заключать контракты без консультантов. Ни в США, ни в Израиле, Франции или России. Институт консультантов обязательное условие для заключения масштабных контрактов в сфере продажи вооружений и военной техники. Государства, которые не тратятся на него, не занимаются спецэкспортом. Это аксиома оружейного бизнеса, которую не может игнорировать никто, включая Украину.
Чтобы окончательно закрыть данную тему обратимся к авторитетному эксперту. Наибольшее доверие в данной истории вызывает публичная позиция директора польского завода WZL-2 Альфреда Залужного, который ставит точку в надуманной истории с «Primavera financial». Известно, что Польша, как член НАТО, выставляет самые жесткие требования по экспортно-импортному контролю, в том числе финансовому, поэтому любые финансовые злоупотребления с этим партнером невозможны. Альфред Залужный заявил в недавнем интервью украинскому агентству Укринформ об отсутствии любых финансовых или организационных нарушений в деятельности ГК Укрспецэкспорт и его дочерних предприятий.
«Украинские партнеры в лице ГК Укрспецэкспорт и ГК Укроборонпром выполняют финансовые обязательства в полном объеме и в соответствии со всеми нормами законов. Они предлагают конкурентные цены и выполняют работы в срок, без потери качества. В Польше и Украине на высшем уровне налажена система контроля за экспортно-импортными операциями спецтехники, что исключает возможность любых проблем в этом направлении», заявил директор польского завода WZL-2.
PS. Primavera по-итальянски переводится «весна». Легче всего было бы связать атаки на ГК «Укрспецэкспорт» с весенним обострением у отдельных деятелей. Однако на самом деле все значительно сложнее. Поэтому руководству ГК «Укрспецэкспорт» придется действовать по принципу: собака лает караван идет. И караван должен двигаться, несмотря на то, что собак вокруг все больше.