Американские исследователи пришли к выводу, что, когда у человека нарушена способность испытывать эмоции, он может принимать лучшие финансовые решения, чем другой человек при аналогичных обстоятельствах "federalpost.ru".
Недавние эксперименты продемонстрировали, что, когда инвестор поддается эмоциям, это может привести к весьма негативным результатам. Зато люди с определенными повреждениями головного мозга могут принимать лучшие инвестиционные решения.
Это исследование относится к междисциплинарной области под названием "нейроэкономика", которая получила бурное развитие. Нейроэкономика исследует роль биологических факторов при принятии экономических решений и находится на стыке неврологии, психологии и экономики. Вышеупомянутое исследование было проведено группой ученых из Carnegie Mellon University, Stanford Graduate School of Business и University of Iowa. Результаты исследования были опубликованы в прошлом месяце в журнале Psychological Science.
Согласно результатам исследования, люди с ослабленной способностью выражать такие эмоции, как страх, показывают лучшие результаты в инвестиционных играх в сравнении с другими людьми.
Пятнадцать участников исследования с повреждениями мозга были людьми с нормальным IQ, и участок их мозга, отвечающий за логику и познавательные способности, не имел повреждений, пишет The Wall Street Journal в статье , перевод которой публикует "Инопресса". Но у них были повреждения участка мозга, контролирующего эмоции и влияющего на способность выражать основные эмоции, такие как страх или волнение.
Исследование показало, что ослабление эмоциональных реакций давало этим людям преимущества в инвестиционных играх по сравнению с другими участниками. Люди с ослабленными эмоциями шли на риск, который в итоге приносил выгоду, так как они не чувствовали страха. Люди с неповрежденным мозгом во время игры проявляли большую осторожность и в итоге зарабатывали меньше денег.
- Участники исследования, имеющие повреждения мозга, более склонны идти на риск, и этот риск в итоге вознаграждается дополнительными доходами;
- такие участники проявляли меньше эмоций по поводу понесенных убытков;
- они завершали инвестиционную игру, имея на руках на 13% больше денег, чем другие игроки.
Среди 41 участника исследования были люди с повреждениями мозга, а также люди без каких-либо мозговых нарушений. Игрокам дали по 20 долларов и попросили их поиграть в простую игру на деньги. По условиям игры, нужно было 20 раз бросить монету. Если человек угадывал, на какую сторону упала монета, он получал 2,5 доллара. Если он не угадывал, то должен был отдать доллар. Игрок мог пропустить ход, и в таком случае доллар оставался у него.
Логика подсказывает, что лучшей тактикой было не пропускать ни одного хода, так как выигрыш был намного больше проигрыша, а риск проигрыша составлял 50 на 50. Игроки с повреждениями участков мозга, ответственных за эмоции, взяли себе на вооружение эту тактику, соответствующую логике, и в среднем использовали 84% ходов. Игроки без мозговых нарушений использовали лишь 58% ходов. В итоге, в конце игры у людей с нарушениями мозга было в среднем по 25,7 доллара, а у людей без мозговых нарушений – по 22,80 доллара.
Ученые пришли к выводу, что людям, не имеющим повреждений мозга, помешал страх. Эти люди знают, что логичнее использовать каждый ход, но, проиграв один раз, начинают реагировать на этот проигрыш и пропускать ход.
Страх развился в человеке как инстинкт выживания для защиты от хищников. Но в мире, где уже нет хищников на каждом шагу, у человека чувство страха может быть развито слишком сильно, человек может реагировать на ту опасность, которой на самом деле нет. Страх может заставлять принимать нелогичные решения.