«Когда Господь пострадал на Кресте, воскрес и вознёсся на небо, весть о Христе распятом и воскресшем была распространена по всему миру. И мы знаем, что на нашу землю зерно этой веры принёс апостол Андрей Первозванный. Это зерно произрастало определённый период, на протяжении веков оно давало плоды, но обильный плод дало уже при князьях Аскольде и Дире и святой княгине Ольге», — сказал Предстоятель.
Блаженнейший рассказал, что при них на наших землях уже появились первые монахи, но организованная монашеская жизнь появилась при преподобном Антонии Печерском после всеобщего Крещения Руси святым князем Владимиром. «Монашеская жизнь — возвышенная жизнь. Монахи — люди, которые решили посвятить себя Богу более полноценно, чем мы, простые люди. Они являются для нас светильниками веры, молитвенниками за нас», — пояснил он.
«Преподобный Антоний, движимый Богом, направился на Святую Гору Афон. Там принял монашеский постриг, научился искусству монашеской жизни. И затем по благословению старцев (а точнее сказать — по благословению Божьему) вернулся на наши земли и основал в Киеве организованную монашескую жизнь», — напомнил Архипастырь.
Он отметил, что «житие» Киево-Печерской Лавры началось с того, что святой Антоний уединился здесь в пещере и «начал подвизаться: молиться, поститься, совершать другие подвиги».
«Люди, которых Бог избирал для монашеской жизни, приходили и становились его учениками. Так постепенно братство возросло до такой степени, что уже нужно было ставить игумена, который бы руководил ими. Святой Антоний поставил игумена, а сам был их главным духовным наставником. Преподобные отцы, следуя примеру святого Антония, также поселялись и подвизались в пещерах, отдавая все свои силы на служение Богу, на исполнение Божественных заповедей, совершение иноческих подвигов», — продолжил Блаженнейший Онуфрий.
Предстоятель также отметил, что нам известны имена далеко не всех святых, которые подвизались в Киево-Печерском монастыре. «Бо́льшая часть этого великого монашеского братства осталась вне человеческого внимания. Их знает Бог, а нам их Господь не явил. Но нам достаточно тех, кого явил. Они являются для нас живым примером того, как человек может жить и угождать Богу», — добавил он.
«Все люди ищут счастья, радости, комфортного устроения души, доброго настроения. Действительно, человек создан для него, но найти это счастье можно только служа Богу всем сердцем, душой, крепостию, всем разумением своим (Лк. 10:27). Этот пример всецелого служения Богу показывают нам иноки», — продолжил Блаженнейший.
При этом Митрополит Онуфрий отметил, что монаха — не святые, это люди, которые встали на пусть святости.
«А пройти им невозможно без духовных борений. И монахи иногда падают, потому что дьявол вооружается против монахов в стократ больше, чем против мирян. Потому монахи бывает и падают, затем восстают, снова падают и снова восстают, «и это может длиться очень долго, иногда до самой кончины», — пояснил он.
Архипастырь напомнил, что подвиг каждого христианина, в том числе монаха, состоит в духовном борении.
«Один совершает борение более успешно, другой менее — и падает. Но и падение — повод для того, чтобы человек смирился», — добавил он.
Предстоятель УПЦ считает, что падения Бог попускает для того, чтобы научить человека смирению.
«Смирение делает человека сильным. Если человек не отступает от смирения, то он непобедим для дьявола. Если же человек гордится, то уязвляется „комаром“ — самое незначительное искушение разрушает его, и он падает. Смирение делает человека способным принять благодать Святого Духа, которая освящает его, укрепляет и утешает», — пояснил Блаженнейший владыка.
Митрополит Онуфрий отметил, что смиренный человек не является слабым. «Наоборот, это человек, который не даёт себя нести течению обстоятельств, но ищет воли Божией, сверяет свои действия, согласны ли они с заповедями. «Тот человек смиренный, который смиряет свою волю под Божественную. Поступая так, человек имеет для себя Бога помощником против всех врагов, Бог такого человека защищает», — пояснил он.
«Преподобные отцы показали пример, как угождать Богу, как приобретать смирение. И наша задача состоит в том, чтобы старались каждый в свою меру подражать этим святым подвижникам в их боголюбии, смирении, кротости, умении прощать и жертвовать собой ради блага ближнего», — подытожил Архипастырь.
В тему: Предстоятель УПЦ напомнил, что война и убийство несовместимы с любовью.