Крупнейший в истории климатический саммит ООН (СОР26) в британском Глазго продлится до 12 ноября. Накануне Украина сделала сенсационное заявление о том, что откажется от использования угля в тепловой и электрогенерации до 2035 года. Об этом сообщает международная организация Powering Past Coal Alliance. Ранее только одна страна взяла на себя такие же обязательства — Великобритания.
При этом крупные экономики мира, потребляющие львиную долю угля в мировом исчислении — США, Китай, Индия, Австралия вовсе отказались от «угольных» ограничений. По словам, Дмитрия Васильева, главы комитета Европейского зеленого курса Украинской Ассоциации бизнеса и Торговли (UBTA), даже немецкая экономика не выдержала сжатых сроков декарбонизации.
«Если раньше немцы говорили об отказе от угля в 2030 году, то на конференции мы услышали от них, что они сместили сроки и вероятно откажутся уже после 2038 года. То есть, в целом на конференции звучали уже менее оптимистичные и более консервативные заявления, которые говорят уже о более реалистичном подходе. Заявления других участников показали то, что общей позиции в принципе нет. Общая позиция есть только в том, что действовать необходимо уже сейчас. Но сказать, что технологически все оказались подготовлены (к процессам декарбонизации) и все понимают и знают, как достигать поставленных целей — тут уже возникают сомнения», — подчеркнул Дмитрий Васильев.
По его словам, заявление Украины об отказе от угля оказалось спонтанным и в UBTA так и не смогли определить — кто и когда его сделал. Дмитрий Васильев заверил, что Ассоциация планирует направить официальные письма в профильные министерства с просьбой разъяснить, откуда появилась дата — 2035 г. Поскольку, даже частные компании, владеющие угольными активами, заявили, что не планируют отказываться от этого вида топлива, как минимум до 2040 года.
Отказываясь от угля, Украины ставит вопрос о существовании тепловой генерации, как таковой, которая сегодня производит порядка 35% электроэнергии. При этом является наиболее гибкой в плане пиковых нагрузок и фактически балансирует всю энергосистему. Атомная генерация, а также альтернативная — ВЭС и СЭС не могут этого делать.
Для того, чтобы успеть отказаться от угольных станций к 2035 г., Украина должна модернизировать их под другое топливо, например, газ. Или же построить новые газовые генерирующие мощности. При этом финансовой помощи на эти реформы от стран-доноров, скорее всего, ожидать не стоит. По словам Дмитрия Васильева, Украину не относят к категории стран, которые развиваются и для которых развитые страны готовят пул финансовой поддержки.
«Мы очень ожидаем результатов именно финансового блока, где будет говориться о том, как будут финансироваться программы по декарбонизации. Это будет интересно услышать, поскольку, с одной стороны, есть согласие развитых стран на создание пула в 100 млрд. дол. ежегодно для развивающихся стран. Но будет ли достигнуто согласие по механизму распределения этих денег? На какие страны? Украина не рассматривается, как страна, которая подпадает под критерии развивающихся стран. Мы как раз в промежутке между этими странами и развитыми. И поэтому Украине нужно будет что-то сделать, чтобы претендовать на эти деньги», — отметил Васильев.
Соглашение об отказе от угля также предполагает прекращение любых инвестиций в угольную энергетику. США, Китай, Индия и Австралия отказались поддержать эти обязательства.