Владыка рассказал о подвиге священномученика протоиерея Николая Федоровича Казанского (1874 — 1942), память которого Церковь отмечает сегодня.
«В 1922 году отец Николай был арестован вместе с архиепископом Никодимом (Кротковым) и другими священниками за протест против изъятия богослужебной утвари. Его приговорили к 3 годам тюремного заключения. Выйдя на свободу, священник вернулся в Симферополь. Он открыто выступал против обновленчества, и вскоре именно за это последовал новый арест.
Вскоре отца Николая арестовали в третий раз. Его продержали в тюрьме 3 месяца. Вернувшись в храм, священник рассказывал прихожанам о гонениях на Церковь, о творящихся беззакониях, о том, что обновленцам помогает НКВД. Он призывал за каждым богослужением молиться за всех архиереев, священнослужителей и мирян, томящихся в лагерях и тюрьмах. Об этих беседах и проповедях церковный староста, бывший сотрудником спецслужб, сообщал в НКВД», — рассказал владыка.
Архиерей добавил, что на обвинения в том, что он называл советскую власть антихристовой, отец Николай ответил: «Да, я заявляю, что советская власть, как распространяющая безбожие, является антихристианской властью».
«На допросе священник заявил, что не признает обновленчества, поддерживаемого советской властью, и является последователем Патриарха Тихона, которого большевики называли своим „открытым врагом“. Отец Николай был приговорен к 5 годам ссылки и отправлен в Красноярский край», — продолжил иерарх УПЦ.
Епископ Виктор отметил, что отец Николай ни при каких обстоятельствах не соглашался снять священническую одежду, и его арестовали в пятый раз.
«В его обвинительном заключении говорилось: „Ярый тихоновец и враг советской власти“. Без суда и следствия он получил еще 10 лет. Здоровье отца Николая было подорвано, и его поместили в колонию для инвалидов. В 1942 году протоиерей Николай Казанский умер в заключении в Устьвитлаге», — добавил архиерей.
По его словам, жизненный подвиг отца Николая чем-то напоминает те события, свидетелями которых являемся сегодня. «Обновленчество было инициировано и создано государством, поэтому его неприятие, по мнению советских чиновников, указывало на вражду по отношению к власти. И в наше время человек, который остаётся верным Церкви, в глазах псевдо-патриотов становится врагом государства», — пояснил владыка.
С другой стороны, отметил епископ Виктор, также видим, что когда власть вмешивается во внутреннюю жизнь Церкви, это не приводит ни к чему хорошему ни для государства, ни для простого народа. «История прошлого века уже показала, что любая религиозная структура, созданная властью, рано или поздно исчезает», — заключил он.
В тему: Епископ УПЦрассказал, в чем основная задача Православной Церкви.