Высокий Суд Англии арестовал все активы олигарха Игоря Коломойского по иску государственного «ПриватБанка». Приказ об аресте был выдан на основании предоставленных суду детальных доводов, доказывающих, что Коломойский вместе с Геннадием Боголюбовым вывели из банка почти $2 млрд путем проведения ряда незаконных операций.
Как сообщает на своей странице в Facebook народный депутат Украины, член фракции «Блока Петра Порошенко» Мустафа Найем, решение об аресте касается активов по всему миру, «а также шести компаний, которые им предположительно принадлежат или находятся под их контролем».
Сам бизнесмен Игорь Коломойский крайне лаконично прокомментировал арест своих активов высоким судом Англии по делу хищений из «ПриватБанка». «Это временный арест на время рассмотрения дела в суде», — заявил он в комментарии журналистам.
Министр финансов Александр Данилюк приветствовал решение английского суда. «На сегодня государство фактически потратило почти 140 млрд грн на докапитализацию Приватбанка из-за того, что ранее из него были выведены деньги, или предоставлены недостаточно обеспеченные кредиты, которые никто не возвращает», — написал чиновник на своей странице в Facebook.
«Эти 140 млрд грн — это деньги каждого гражданина, каждого налогоплательщика, и они обязательно должны быть возвращены в государственный бюджет. Несмотря на некоторые попытки срыва юридического процесса и защиты интересов Банка, команда юристов, которая работает над этим делом, сделала профессиональную работу и достигла результата», — убежден глава Минфина.
С министром солидарен и Национальный банк Украины. «Национальный банк приветствует иск, поданный Приватбанком против бывших акционеров в Высокий суд Лондона. Этот иск направлен на защиту интересов банка и возмещение средств вкладчиков, незаконно выведенных из Приватбанка до вхождения государства в его капитал», — говорится в сообщении на официальной странице банка в Facebook.
В сообщении указывается, что на момент национализации Приватбанк был на грани неплатежеспособности, а сейчас за ним осталось «наследство плохих банковских практик». Данный иск «знаменует значительный прогресс для банка» и «призван вернуть его прибыльность», убеждены в НБУ.
«Данный иск — хорошая новость для налогоплательщиков в Украине и украинской экономики. Национальный банк уверен, что Высокий суд Лондона рассмотрит дело справедливо, беспристрастно и прозрачно», — заключили в Нацбанке.
Заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины Георгий Тука заявил на своей странице в Facebook, что радоваться в данном случае нечему, так как в ответ Коломойский может ответить мощным выбросом компромата на всю политическую элиту Украины. «Нас ожидает целый ряд информационных взрывов: кроме чисто имущественных вопросов, Игорь Коломойский является владельцем целого эшелона „чемоданов компромата“», — написал замминистра.
По его мнению, «использование этого „эшелона“ может привести к взрыву, который способен разрушить государственный строй Украины».
Экономический эксперт ОО «Фонд общественной безопасности» Юрий Гаврилечко усомнился в правдивости опубликованной информации. «Любопытно, но... заявление „Приватбанка“ о решении Высокого Суда Лондона относительно „заморозки“ активов Коломойского и Боголюбова... есть только на сайте „Приватбанка“», — написал он на своей странице в Facebook, указав, что именно этот сайт стал первоисточником информации для всех остальных СМИ.
«Однако, все попытки хоть что-то найти на сайте High Court of Justice относительно „Приватбанка“ заканчиваются зеро информации (Your search for Privatbank did not return any results.), что оч нехарактерно для сайта High Court of Justice», — заключает эксперт.
С ним согласен журналист, политолог, основатель «Украинского института будущего» Юрий Романенко. «Новость про Коломойского интересная, но пока нет пруфов из англоязычных источников. Потому, лично я пока смотрю на такие сообщения в привычном украинском ключе», — написал он на своей странице в Facebook.
По словам юриста Андрея Вигиринского, подобный арест означает ограничение возможности распоряжения активами на время судебного разбирательства. На деле это не больше, чем лишение возможности отчуждать, а управлять и пользоваться своими активами Коломойский будет, как и ранее. «Если решение будет принято в пользу „Привата“, арестованное имущество будет взыскано в пользу банка. Но до этого еще далеко, хотя, стоит отдать должное представителям банка, которые постарались обосновать необходимость ареста и, как минимум, выявить имущество, принадлежащие ответчику, — говорит Вигиринский. — Это, конечно, далеко не победа в иске, но все же неплохой результат».
Банковский аналитик Алексей Кущ также склонен считать, что для Коломойского ничего не изменится. «Это обычная обеспечительная мера, которая применяется судом для обеспечения интересов истца, — поясняет аналитик. — После рассмотрения (а может и раньше) арест может быть снят».
«Как мы помним, бывшие собственники инициировали иски о признании неправомерным решения о национализации, — продолжает Кущ. — После этого государственный менеджмент „Привата“ ответил иском в международные суды. С точки зрения операционной деятельности, это решение не приведет к остановке работы компаний и замораживанию активов, хотя и внесет существенный дискомфорт в жизнь бенефициаров».
По мнению эксперта, «в любом случае, перспективы для государства не радужные». «Дело в том, что нет решения украинского суда, вступившего в законную силу, о признании Коломойского виновным и аресте его активов. А международные суды всегда обращают внимание на то, есть ли законное решения суда той страны, откуда иск, редко углубляясь в детали», — объяснил Кущ.
«Поэтому, — заключает аналитик, — для начала нужно было закончить расследование внутри страны, получить решения украинского суда, а уже только после этого идти в международный суд. Но у нас поторопились».
В то же время, по мнению юриста Ярослава Куца, судебные баталии только начинаются, но арест активов — очень тревожный звоночек для Коломойского и Ко. «Если Высокий суд Лондона принял решение об обеспечении иска в виде ареста всех активов на сумму более чем $2,5 млрд, то это свидетельствует о серьезных основаниях. Это прямо указывает на тот факт, что Украина в лице ПриватБанка собрала очень веские доказательства. Высокий суд Лондона — это не Печерский „международный“ суд», — объясняет эксперт.
Журналистка Соня Кошкина на своей странице в Facebook намекнула, что юристы, обеспечившие арест имущества Коломойского, ранее работали с Виктором Пинчуком, который также успешно судился с владельцем «Привата» в этом же Лондонском суде по делу о Криворожском ГОКе.
Народный депутат Украины, заместитель главы депутатской фракции «Блок Петра Порошенко» Алексей Гончаренко считает, что арест активов Коломойского и Боголюбова может подвигнуть этих олигархов к более активной игре в украинскую политику. «Я не юрист, поэтому не могу оценить юридические последствия этого решения. А политически, как я понимаю, у Коломойского и Боголюбова усугубляются проблемы, — заявил нардеп. — Они уже сейчас активно играют в украинскую политику. Думаю, после этого решения они будут активизироваться и идти ва-банк».
«Возможно, они попытаются дестабилизировать ситуацию в стране. Или будут работать над тем, чтобы организовать досрочные выборы», — не исключил Гончаренко.
Журналист Владимир Полуев на своей странице в Facebook увязал арест активов Коломойского с другой нашумевшей новостью — о задержании переводчика премьер-министра Украины Владимира Гройсмана по подозрению в шпионаже в пользу ФСБ.
По мнению известного политолога Виктора Небоженко, «арест активов Коломойского — это сигнал всем олигархам Украины, включая Ахметова, Фирташа, Косюка, Тигипко и других, а главное президенту-олигарху Порошенко, что Запад может сделать с ними, все что хочет». «Тут важен второй момент этой сенсации- всемирный характер этой судебного решения — арест активов во всем мире. А кто захочет ссориться с Высоким судом Лондона. Себе дороже. Так, что далекие оффшоры уже не спасут наших олигархов. Поэтому они сейчас все сделают, чтобы смягчить удар, снизить накал страстей вокруг имени Коломойского, локализировать конфликт Пинчук-Коломойский лондонским судом», — написал эксперт на своей странице в Facebook.
Журналист Юрий Бутусов утверждает, что арест имущества Коломойского осуществлялся на основании данных международного детективного агентства Kroll, которое теперь атакует сама же украинская власть, и началось это после встречи Луценко с Коломойским в конце ноября. «Накануне решения Высокого суда 7 декабря Генеральная прокуратура Украины возбудила дело против руководства Нацбанка, государственных менеджеров „Приватбанка“ и агентства „Кролл“, обвинив их самих в хищении средств банка», — написал журналист на своей странице в Facebook. — Украинские правоохранительные органы по сути выступили против «Кролла» и Нацбанка, обеспечив защиту Коломойского и Боголюбова весомыми аргументами. Поскольку обвинение «Привата», поданное в Высокий суд, строится именно на расследовании «Кролла», обвинения в самой Украине против «Кролла» по сути дезавуируют расследование«.
«Это по странному совпадению, произошло после случайной встречи генерального прокурора Юрия Луценко с Игорем Коломойским в Амстердаме 25 ноября», — считает Бутусов.
По его мнению, теперь руководству Украины, включая президента Порошенко и силовиков, придется определиться, на чьей они стороне. «Будет ли дело против Нацбанка и „Кролла“ закрыто или наоборот — продолжено? Вот в чем вопрос. Если иск останется делом самого Нацбанка, и не будет поддержан правоохранительными органами, то суд в Лондоне скорее всего будет проигран государственным „Приватбанком“», — прогнозирует журналист.
Пользователи Сети активно обсуждают появившуюся информацию, пытаются понять, что это может значить, и далеко не все склонны радоваться.