В Украине стали по-новому проверять декларации политиков и чиновников. Как выяснили журналисты «Фразы», теперь все имеющееся в наличии у чиновников имущество сверяют с доходами за последние двадцать лет.
Если суммы покупок не совпадают с зарплатой, то за дело тут же берутся сотрудники Генпрокуратуры, сообщают «Вести».
В НАПК уверяют, что таким образом проверяют чиновников и депутатов в отношении которых поступил сигнал о сокрытии нетрудовых доходов.
Источники в правоохранительных органах говорят, что даже составляют некие списки на владельцев крупных сумм, которым со временем могут дать ход.
В частности, Национальное агентство предотвращения коррупции заинтересовалось депутатом Cумского облсовета — он показал в декларации за прошлый год, что хранит $572 тыс. налички. А согласно данным Госфискальной службы, за 1998–2017 годы политик заработал всего около 4,8 млн грн, а его супруга за этот же период — 1,5 млн грн. Доходами депутата заинетересовалась Генпрокуратура и в ходе проверки в банковских ячейках семьи были обнаружены еще $1,18 млн.
Кроме того, начальник Житомирского облуправления лесного хозяйства указал в декларации $314 тыс. А по данным фискалов, он за последние 18 лет заработал 670 тыс. грн, что приблизительно составляет $85,6 тыс. Сейчас чиновник доказывает следователям, что в свое время успешно продал несколько участков в Киевской области.
Нардеп от «Самопомочи» Татьяна Острикова указала в декларации $180 тыс., €20 тыс., 1,2 млн грн. А согласно данным налоговиков, за жизнь она заработала 3,8 млн грн, поэтому не могла скопить такое состояние.
Экс-глава Закарпатского облсовета, а ныне нардеп Иван Балога задекларировал $1 млн и 2,7 млн грн. Налоговики утверждают, что доходы экс-чиновника с 1998 по 2015 годы составляют всего 3,4 млн грн.
В НАПК объясняют, что проверка деклараций еще продолжается, однако подчеркивают, что нарушений у влиятельных чиновников они не находят. «У топ-чиновников, которых мы проверили, не было выявлено того, что называется конфликтом интересов: незаконного обогащения, недостоверности задекларированных активов и недостоверной информации», — сказалаглава НАЗК Наталья Корчак.
Она добавила, что в первую очередь работают по мелким чиновникам. «В законе написано, что НАПК должен проверить декларации по тем фактам, которые есть в обращении разоблачителей. На сегодня у нас по тысяче таких писем. И мы проводим проверки. И если взять статистику, то народ, обращаясь к нам, хочет, чтобы мы проверили депутатов местных советов, затем народных депутатов. Поэтому обвинять нас в саботаже — это непрофессионально и безответственно», — подытожила Корчак.
Однако, юристы говорят, что проверки на удивление выборочны и больше напоминают расправу с «бывшими».
«Чиновники, по которым сейчас открыты уголовные производства, вряд ли будут идти на ухищрения для легализации средств. Если и возникнет такая необходимость, то предоставят документы, что средства эти заработали на неподконтрольных территориях. Как их теперь проверишь? В большинстве случаев, если человек имеет больше 20 лет трудового стажа, у него есть трудоспособные члены семьи, то у них есть шанс доказать свою невиновность», — рассказал адвокат Ростислав Кравец. И добавил, что НАПК не слишком торопится с проверкой деклараций, ведь сдано 1,5 млн документов, а проверены всего 90 человек.
По словам адвоката Ивана Либермана, покупки украинцев, превышающие сумму в 150 тыс. грн, фиксируются в программе 1ДФ, доступ к которой имеют ГФС и СБУ. Мол, обычных граждан это не коснется и волноваться не стоит. Но источник в ГФС признался, что на крючок берут всех, кто засветил крупную сумму. «Вычислением незаконных средств занимается Государственная служба финансового мониторинга. И любым человеком могут заинтересоваться, если по его счетам идут крупные транши. Например, перевод денег на сумму, превышающую 50 тыс. грн. И вот тогда будут отслеживать его доходы и расходы. Но на практике расследованием занимаются по таким поводам, как заказ свыше, открытие уголовного производства, или при смене власти», — рассказал источник.
Как сообщала «Фраза», общая задекларированная сумма активов, указанных в электронных декларациях народных депутатов, по состоянию на 31 октября 2016 года, составила почти 12 млрд грн в гривневом эквиваленте, что составляет около 2% доходной части украинского бюджета.
1 ноября 2016 года Генеральный прокурор Юрий Луценко объявил о намерении проверить, как уплатили налоги те народные депутаты, которые задекларировали более 100 тыс. долларов. СМИ опубликовали список самых богатых депутатов по итогам е-декларирования.
В декабре 2016 года НАБУ начало расследование семи производств на основании анализа информации из электронных деклараций.