Министр обороны Украины Степан Полторак отстранил от должности начальника клиники психиатрии Главного военного клинического госпиталя полковника Олега Друзя, заявлявшего о потенциальной угрозе участников АТО для семей и общества. Как выяснили журналисты «Фразы», об этом чиновник написал на своей странице в Facebook сегодня, 20 сентября.
«Только что принял решение об отстранении от должности начальника клиники психиатрии Национального военно-медицинского клинического центра „Главный военный клинический госпиталь“ полковника Олега Друзя в связи с неудовлетворительным выполнением служебных обязанностей и назначил служебное расследование», — написал Полторак.
При этом Полторак не стал объяснять причины такого решения. Однако пресс-секретарь министра обороны Виктория Кушнир уточнила, что Друзь отстранен от должности на время расследования дела о получении взятки.
Как сообщает «Укринформ», по данным прокуратуры Киева, начальника клиники психиатрии Национального военно-медицинского клинического центра «Главный военный клинический госпиталь» задержали на взятке в 52 тыс. грн за заключение военно-медицинской комиссии Минобороны о непригодности к военной службе.
Также Кушнир упомянула о неудовлетворительных высказываниях врача в отношении участников АТО. По данным СМИ, это случилось после того, как 18 сентября один из демобилизованных участников АТО Мартин Брест написал на своей странице в Facebook, что «главный психиатр МОУ, начальник клиники психиатрии полковник Друзь Олег Васильевич сегодня на комитете по вопросам здравоохранения заявил (прочитал из собственной презентации), что 93% участников АТО являются потенциальной угрозой для общества („скрытый враг“). По его словам, 93% нас — проблемные, и нас надо лечить».
Это вызвало волну возмущения в соцсетях.
При этом нашлись и те, кто не понял, в чем суть этого возмущения.
На самом же деле, как сообщает «Украинская правда», на круглом столе Комитета ВР по вопросам здравоохранения, где главной темой были психологическая реабилитация участников АТО и уменьшение числа самоубийств среди демобилизованных военных, Друзь заявил буквально следующее: «Как свидетельствует международный опыт, участники боевых действий после возвращения к мирной жизни могут стать угрозой как для собственных семей, так и для всего общества. По статистике, 98% из них нуждаются в квалифицированной поддержке и помощи в результате действия боевых стресс-факторов. Расстройства характеризуются высоким уровнем конфликтности, повышенной агрессией, низкой работоспособностью, обострением и развитием хронических заболеваний, алкоголизмом, асоциальным поведением, повышением уровня суицида, сокращением продолжительности жизни ».
Чиновник также отметил, что 80% участников АТО получали во время военных действий стресс, который в 25% трансформировался в ПТСР.
За спиной главы клиники психиатрии при этом демонстрировался слайд, который можно видеть в публикации Мартина Бреста и где указывается, что 93% бойцов «стесняются или препятствуют проявлениям психических проблем». При этом над пирамидой большими буквами написано — «это скрытый враг».
Как сообщала «Фраза», весной 2016 года главный военный прокурор Анатолий Матиос заявил, что в зоне проведения антитеррористической операции зафиксировано большое число самоубийств среди украинских военных. При этом он отказался называть конкретные цифры военных, которые покончили с собой.
18 сентября 2017 года глава парламентского комитета по вопросам здравоохранения Ольга Богомолец сообщила, что на базе Украинского научно-исследовательского института социальной и судебной психиатрии и наркологии Министерства здравоохранения создан реестр суицидов среди военнослужащих и демобилизованных из зоны АТО.