Украинцам начали блокировать банковские карты за подозрительные доходы. В Нацбанке эту меру предосторожности объясняют борьбой с терроризмом и незаконным отмыванием денег и советуют всем клиентам комбанков пройти в банке идентификацию личности.
Теперь клиенты коммерческих банков могут неожиданно для себя обнаружить, что их платежная карточка заблокирована, причем на законных основаниях, сообщают «Українські Новини».
«Я работаю фрилансером, в одном из банков у меня открыт счет, на который мои заказчики перечисляют деньги за работу, иногда это крупные суммы — порядка $1000», — рассказал журналистам читатель Ярослав К.
«На днях я получил из банка письмо, в котором сказано, что в соответствии с требованиями НБУ, мне необходимо в течение 10 дней пройти процедуру идентификации клиента. Для этого я должен подойти с паспортом в ближайшее отделение банка и ответить на ряд вопросов. Мне скрывать нечего, но я ведь мог и не заглянуть в почтовый ящик или письмо могло попасть в спам, и я бы его не заметил. А через 10 дней мою карточку заблокируют!», — пожаловался он.
В банке, отправившем письмо, СМИ ответили, что с июня 2015 г. НБУ требует от них ежегодно проверять данные клиентов (постановление № 417 «Об утверждении положения об осуществлении банками финансового мониторинга») и подтвердили, что при неявке счет заблокируют и разблокируют только после личного общения с его владельцем. То, что происходит такая проверка, подтвердили еще в нескольких банках.
Как объясняют в пресс-службе НБУ, такой мониторинг связан с тем, что в последние месяцы стали активно использоваться схемы по обналичиванию незаконных денег через физлиц. Например, сотрудники фирмы массово получают материальную помощь в 20–30 тыс. грн или благотворительный фонд неожиданно начинает помогать сотням людей, перечисляя им по 3–5 тыс. грн. Чтобы прекратить эту деятельность, НБУ потребовал от банков провести идентификацию клиентов, и первыми под подозрение попали фрилансеры, а не те, кто имеет постоянное место работы.
«Это европейская практика, там каждый банк знает своих клиентов. Причем мы теперь требуем от банков не только сообщать НБУ и службе финмониторинга о подозрительных банковских операциях, но и сразу же эти операции останавливать», — говорят в пресс-службе НБУ.
По словам президента Украналитцентра Александра Охрименко, комбанки начали активнее выполнять постановление НБУ № 417: «Это требование Ассоциации с ЕС, а в последнее время и МВФ, направлено на борьбу с отмыванием денег и финансированием терроризма. Нацбанк дал банкам время на подготовку и теперь требует результатов. В банке берут анкету клиентов и проверяют его платежи по определенному стандарту. Если видят, что платежи вызывают вопросы, например, проходят редко, но на счет приходят или с него уходят большие суммы, или платежи приходят только от юрлиц, то клиента вызывают в банк, чтобы уточнить операции, а заодно и проверить его данные».
Финансовый аналитик Игорь Шевченко говорит, что в связи с тем, что банковская система сейчас терпит убытки, ибо не работает основной источник доходов — кредитование, банки не только станут еще тщательнее проверять клиентов, но и сократят качество обслуживания и, вероятно, начнут повышать тарифы за свои услуги: «Например, повысится стоимость инкассации налички (сейчас 0,15% от суммы), снять без комиссии кеш в банках-партнерах можно будет только 1–2 раза в месяц, последующие снятия платны и т. д.».
Постановление НБУ № 778 от 10 ноября 2015 года, которым Нацбанк определил перечень признаков, наличие которых является основанием для заключения о проведении банком рисковой деятельности, нарушает Конституцию и может быть легко оспорено в суде. Об этом заявил юрист.