Лауреат Нобелевской премии 2015 года по литературе советская и белорусская писательница Светлана Алексиевич считает, что в мире вновь наступила эпоха варварства, а на постсоветском пространстве после распада Советского Союза вместо свободного общества активизировались проявления авторитаризма. Об этом она заявила на Нобелевском банкете 11 декабря.
«В перестройку мы мечтали о свободе, а оказались в совсем другой точке истории. На постсоветском пространстве вместо свободы расцвел авторитаризм разных мастей — русский, белорусский, казахский. Медленно и неуверенно выбираемся из-под обломков красной империи», — цитирует Алексиевич «Интерфакс-Украина».
Писательница расценивает присуждение ей Нобелевской премии «как поклон многим поколениям советских людей, которые еще недавно жили вместе в огромной стране — СССР, марксистской лаборатории светлого будущего».
«Они уходили в небытие в сталинских лагерях, на шахтах Магадана и Воркуты, получали пулю в затылок в застенках НКВД, погибали на фронтах Второй мировой войны и других войнах, которые вела империя. Великая идея безжалостно пожирала своих детей. Идеям не бывает больно. Жалко людей», — подчеркнула Алексиевич.
Она напомнила, что в Белоруссии после августовского путча 1991 года выросло несколько поколений, у каждого из которых «была своя революция».
«Они выходили на площадь, они хотели жить в свободной стране. Их избивали, отправляли в тюрьмы, выгоняли из институтов, увольняли с работы. Наша революция не победила, но герои революции у нас есть. Свобода — это не быстрый праздник, как мы мечтали. Это путь, долгий путь. Теперь мы это знаем», — констатировала писательница.
По мнению Алексиевич, в нынешнем мире стало жить неуютно.
«Включаешь телевизор, и там, захлебываясь от восторга, диктор рассказывает о новых военных самолетах, кораблях на русском, английском и других языках. Опять наступила эпоха варварства, эпоха силы. Демократия отступает», — сказала Алексиевич.
Современное поколение, считает нобелевский лауреат, является свидетелем и участником новой схватки добра и зла. В подобной ситуации, по ее мнению, цель искусства — «накапливать человека в человеке».
«Но когда я была на войне в Афганистане и теперь, когда разговаривала в Украине с беженцами с Донбасса, я слышала, как быстро слезает культура и выползает чудовище, обнажается зверь», — отметила Алексиевич.
Вручение Нобелевских премий состоялось в четверг в Стокгольме. Алексиевич получила свою медаль и диплом из рук короля Швеции Карла XVI Густава.
Как сообщалось, Нобелевская премия по литературе 2015 года была присуждена Алексиевич «за ее полифоническое творчество — памятник страданию и мужеству в наше время».
Алексиевич — лауреат многих литературных премий. Среди ее произведений книги «У войны не женское лицо» (1985), «Чернобыльская молитва» (1997), «Время секонд хэнд» (2013).
7 декабря Алексиевич выступила в Стокгольме с Нобелевской лекцией, текст которой опубликован на сайте Нобелевской премии. В ней она рассуждала о судьбе «маленького человека» в «красной» империи и после ее конца.
«Беру на себя смелость сказать, что мы упустили свой шанс, который у нас был в 90-ые годы. На вопрос: какой должна быть страна — сильной или достойной, где людям хорошо жить, выбрали первый — сильной. Сейчас опять время силы. Русские воюют с украинцами. С братьями. У меня отец — белорус, мать — украинка. И так у многих. Русские самолеты бомбят Сирию», — заявила в частности Алексеевич на Нобелевской лекции.
По ее мнению, «время надежды сменило время страха, время повернуло вспять». «Теперь я не уверена, что дописала историю „красного“ человека... У меня три дома — моя белорусская земля, родина моего отца, где я прожила всю жизнь, Украина, родина моей мамы, где я родилась, и великая русская культура, без которой я себя не представляю. Они мне все дороги. Но трудно в наше время говорить о любви», — заключила нобелевский лауреат.