Виктор Андриенко: «Иван Сила» — фильм об украинском супергерое

Инициатива Госкино по возрождению детского кинематографа в Украине начинает приносить первые плоды. Оканчивается работа над фильмом «Иван Сила», режиссёром которого выступил один из самых харизматичных украинских комиков Виктор Андриенко. Лента расскажет о легендарном силаче Иване Фирцаке, который в начале ХХ века был официально признан «сильнейшим человеком планеты».

Примечательно, что ключевые роли в этой картине сыграли одни из сильнейших людей уже начала ХХІ века — Дмитрий Халаджи и Василий Вирастюк. Благодаря их подвигам «Книга рекордов Украины» стала в прямом и переносном смыслах — увесистее. Встретившись с режиссёром «Ивана Силы», мы узнали, что со своими киноролями эти богатыри справились столь же безукоризненно, как и с силовыми трюками.

Кроме того, Виктор Андриенко в эксклюзивном интервью «Фразе» рассказал о подвигах Ивана Фирцака, который должен стать украинским ответом Супермену и Бэтмену, а также о том, с каким трудом приходится доносить украинское кино до зрителя.

«Иван Сила» — фильм для детей и юношества. Детское кино практически всегда сопровождается некой моралью. С какими мыслями дети должны выйти с вашего фильма?

Важно, чтобы зритель сам выносил какую-то мораль из этой ленты. Это история о том, что чем больше трудностей преодолевает человек, тем сильнее он закаляется и становится личностью.

В нашем фильме судьба Ивана Фирцака (прототип главного героя) слилась с судьбой Дмитрия Халаджи (исполнитель главной роли). Эти люди создали себя сами. Оба они самостоятельно пробивались в жизни, и, кроме того, оба работали в цирке.

 

Иван Фирцак в своё время был кумиром для Дмитрия Халаджи?

В детстве Дима перевернул на себя чайник с кипятком, и 70% его тела было обожжено. Он был инвалидом и в семь лет на руках выполз из бабушкиного дома...Начал занимаьтся спортом, делать силовые упражнения, а позже Дима прочитал в журнале «Советский спорт» заметку о Фирцаке и решил, что будет цирковым атлетом.

В Украине Ивана Фирцака знают немногие. Насколько он популярен в Европе?

У Ивана Фирцака есть два музея в Европе. А в Украине — всего лишь один памятник, который почему-то многим не нравится. Вместо того, чтобы возмущаться — мы должны быть счастливы, что нашлись люди, которые за свои деньги построили памятник самому сильному человеку начала ХХ века. Ведь создание этого монумента профинансировали не власти.

Но, может, пришло уже время, давайте пороемся в закрытых архивах, найдем и вернём всё-таки селу Билки (Иршавский р-н, Закарпатская обл.) пояс с бриллиантами, который у Ивана Фирцака в своё время забрало НКВД, найдем медный шлем, подаренный ему британской королевой? И, может, создадим музей на родине Ивана Кротона (так Фирцака называли при жизни, — ред.) ?

«Иван Сила» — это своего рода продолжение темы, поднятой в ленте «ТойХтоПройшовКрізьВогонь». Наши легендарные соотечественники известны во всём мире, кроме Украины. Случайно совпало, что главных героев в этих двух лентах зовут Иванами. Иван Додока, оказавшись в Америке, готовил украинские блюда и говорил по-украински, будучи вождем индейского племени. А Фирцак был популярен в 64-ти странах и мог подписать контракт с любым известным цирком. Но несмотря на это, он решил вернуться на родину, когда за окном был 1937 год.

После возвращения его полностью обокрали НКВДисты. У Фирцака был автомобиль Ford, который подарили ему за то, что он на спор просто на своих плечах вынес его из магазина. Когда же НКВД хотело забрать эту машину, Иван взял кувалду и полностью её разбил. За это и получил срок в «холодной». И, несмотря на то, что в свое время жил богато, умер в бедности.

Выходит, что «Иван Сила» — это фильм о новом украинском супергерое?

Как говорит Василий Вирастюк, есть Человеки-пауки и Супермены, а мы должны делать ставку на героев, которые ближе к нам ментально и современны. Кроме Котыгорошков и Богданов Хмельницких есть и другие, не менее интересные личности. Я считаю, что Иван Фирцак — именно такой украинский герой.

Недавно в одной статье я встретил имя Ивана Фирцака в перечне «Героев Российской Империи». Как говорится, «русские не только своих не бросают, но и чужих подбирают».

Дмитрий Халаджи и Василий Вирастюк — непрофессиональные актёры. При этом у них ключевые роли в фильме. Не возникало ли в связи с этим проблем?

Нет! Я же их не заставлял читать «Гамлета». Они ничего не играли, а просто делали то, в чём являются профессионалами. При этом Василий Вирастюк может даже танцевать в балете, и выглядеть это будет весело и естественно. Он относится к себе очень иронично, что сильно подкупает зрителя.

Василий Вирастюк, Дмитрий Халаджи, Владимир Соловьев и Сергей Конюшок подходили к своим ролям даже ответственнее, чем некоторые профессиональные актёры. Готовились к каждому съёмочному дню и могли по десять часов ждать своего выхода в то время, как опытные актёры иногда приходили абсолютно неподготовленными, и с ними приходилось воевать: видимо, отнеслись к этому фильму, как к очередной халтуре, и поэтому делали «чёрти-шоу». Но в кадре ведь видно, когда человек работает в полноги. Сейчас же, на этапе озвучивания, приходится спасать некоторые эпизоды.

Более того, от Вирастюка и Халаджи постоянно поступало море предложений. Вася придумывал шутки, а Дима рвался повторить или создать новые трюки. Например, мне приходилось его упрашивать, чтобы он не гнул гвозди один за другим. «Нам одного хватит! Не надо!» — кричал я.

Какие трюки исполнял Халаджи?

Кроме того, что он гнул гвозди — его переезжала машина, а также мы клали на него камень в 300 кг и разбивали его кувалдами.

Обошлось без травм?

Да, все остались здоровы. Кроме меня — как-то раз я очень резко побежал в кадре и порвал связки. Пришлось месяц на съемочной площадке провести на костылях.

Вы как-то говорили, что в «Иване Силе» будет мало диалогов, поскольку считаете, что визуальный язык красноречивее произносимых слов. Не затруднит ли это восприятие фильма? Ведь он ориентирован на детей, которым необходимо всё подробно объяснять.

Действительно, слова в фильме есть только там, где они необходимы. Здесь всё очень просто и понятно. Тем более, что молодое поколение мыслит быстрее и абстрактнее.

Фильм создавался исключительно украинскими силами или привлекались специалисты из других стран?

Практически весь фильм снят украинскими силами. Только костюмы мы взяли на чешской киностудии «Баррандов», а ретроавтомобили привезли из Польши. Причём зарубежный реквизит обошёлся во много раз дешевле, чем если бы мы искали его в Украине или в России. У нас в аренду сдаётся по отдельности каждая деталь реквизита: шляпка, платье и т. д. А там — весь костюм полностью. В результате оказалось, что за несколько тысяч евро мы арендовали более сотни настоящих исторических костюмов на три месяца. И это несмотря на то, что они доставлялись из другой страны.

Но ведь, например, на столичной киностудии им. Довженко очень большая коллекция костюмов. Не дешевле было бы взять их там?

Во-первых, дороже. Во-вторых, таких именно костюмов там нет. Например, форма жандармерии Чехословакии.

В фильме будет анимация?

Да. Анимация создаётся вручную, а не на компьютере, и требует много времени. Она будет выполнена в стиле «литографии» 1920-х годов. При помощи анимации у нас показываются трагичные эпизоды — когда они нарисованы, то воспринимаются зрителем острее и не так реально, чем если бы в кадре взорвался реальный автомобиль или появился труп.

Почему саундтрек для фильма пишет Фагот из ТНМК?

Музыка в «Иване Силе» выполнена в двух стилях. Она здесь — где-то на грани между симфонической и современной молодёжной. Саундтрек для ленты создаёт Игорь Стецюк — это единственный в Украине композитор, который получил приз на престижнейшем американском фестивале Clearwater Film and Music Festival (за саундтрек к американской короткометражной анимации «Шарфик», — ред.). Когда его музыка объединяется с тем, что создаёт Фагот из ТНМК — получается очень интересный синтез.

Я попросил Олега Михайлюту (Фагота) написать песню о том, что человек способен сделать всё своими силами. Это призыв — сделай себя сам!

Не так давно Госкино Украины начало программу по возрождению детского кинематографа. Чем отличается современное украинское детское кино от того, которое снималось в советское время?

Прежде всего, тем, что старое кино — доброе, а сегодня всё злое и жестокое. Все дети одинаково открыты как добру, так и злу. Вопрос лишь в том, кого из них получится воспитать? Как говорится, родители — луки, а дети — их стрелы, лук посылает стрелу, но он её не направляет в полете.

Во все действительно хорошие детские произведения вплетено некое поучение. Например, Толкиен наполнял свои рассказы и романы историческими сюжетами: древний Египет, Атлантида и т. д. Его друг Клайв Льюис поставил себе за цель рассказать в форме сказки «Хроники Нарнии» библейские мотивы. Ещё раньше Лев Толстой, создал свою систему обучения детей с 7 до 15 лет — подборку рассказов, повестей и статей, по которым воспитывались дети. Например, басня «Царь и сокол», быль «Филиппок» и многое другое — это сказки, которые должны обучать ребёнка.

После выхода «ТойХтоПройшовКрізьВогонь» появилась идея популяризировать украинское кино на национальных телеканалах. Начала ли действовать эта схема спустя полтора года после премьеры этой картины?

В прошлом году мы попросили прокрутить проморолики фильма «ТойХтоПройшовКрізьВогонь» на «Первом Национальном». В ответ они попросили денег. Это абсурд! Это же национальный продукт! Такой нонсенс подтолкнул принятие дополнения к закону, в котором говорилось, что украинский кинопродукт должен популяризироваться и по телевидению, и на уличной рекламе абсолютно бесплатно.

Сейчас, если государство выдаёт деньги на фильм, то они направляются исключительно на его создание. А на промо — средства не выделяются. При этом на популяризацию кинокартины должна выделяться приблизительно половина бюджета. Так как бюджет «Ивана Силы» составил 16 млн грн., то снять историческое кино всего за 8 млн грн. — невозможно. Поэтому на промо у нас просто нет денег.

Скорее всего, промо нашей ленты будет заключаться в том, что мы самостоятельно объедем всю страну от Ужгорода до Севастополя и в каждом городе будем популяризировать свою ленту. Мы это называем «театральными кинопремьерами». Во-первых, это даст возможность сразу услышать реакцию зрителей. А во-вторых, когда приезжает, скажем, Виктор Андриенко, Дмитрий Халаджи, Василий Вирастюк и Ольга Сумская, то народ точно пойдёт на фильм — хотя бы ради любопытства.

Эти поездки как-то оплачиваются?

Нет, конечно. Мы будем это делать просто в своё свободное время. С продюсером наскребём каких-то денег на поезд. Благо, что в разных концах Украины у нас есть много друзей, которые согласны взять на свои плечи приём артистов.

Когда вышел на экраны «ТойХтоПройшовКрізьВогонь» — возникали проблемы с размещением украинского фильма в репертуаре кинотеатров...

Когда в прокат выходит какой-то голливудский фильм, то он показывается с 9 утра и до 11 вечера, независимо от того, плохой он или хороший. Ну, а «ТойХтоПройшовКрізьВогонь» получал, как правило, два сеанса днём или утром. Да и билеты на наш фильм стоили не 80 грн., а всего 30-40 грн. При этом постоянно действовали скидки для студентов, а пенсионеров в некоторых городах пускали и вовсе бесплатно. То есть, если на «Оз: Великий и Ужасный» дети пойдут за 70 грн., то на наш фильм — условно говоря на 50% дешевле. Это себе сможет позволить, я думаю, каждая семья.

Привлекали ли вы частных инвесторов для финансирования фильма?

Мы им попросту не интересны. Я попытался привлечь двух инвесторов, но и в первом, и во втором случае мы получил отказ. Например, в фильме появляется конкретная марка машины, которая фигурирует и в реальной истории про Фирцака. Но когда я обратился к представителям этой компании — получил от них «большую надувную дулю».

По-моему, люди должны быть счастливы, что их торговая марка появится в игровом кино и прозвучит по кинотеатрам не только нашей страны.
Это просто недоверие. Как-то раз я уговорил одного заказчика вложиться в трёхминутное еженедельное скетч-шоу, в эффективность которого он не верил до конца. По договору, этот сериал из 100 трехминутных серий должен был прожить на канале два месяца, а в результате показывался целый год. То есть спонсор заплатил всего один раз, а получил промо в течение целого года. В итоге этот человек построил ещё семь магазинов, ведь его реклама пёрла выше крыши.

Но когда я искал спонсоров для «Ивана Силы», то понял, что все мои усилия — бессмысленны. Нет пророка в своём отечестве.

Тэги: фильм, кинематограф, Виктор Андриенко, Иван Сила

Комментарии

Выбор редакции
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
Лавров назвал Путина ишаком
Лавров назвал Путина ишаком
Лавров назвал Путина ишаком
Лавров назвал Путина ишаком
На Хьюстон обрушился смертоносный ураган – появилось видео последствий
На Хьюстон обрушился смертоносный ураган – появилось видео последствий
В Новороссийске раздались взрывы. Повреждены две нефтебазы и два терминала
В Новороссийске раздались взрывы. Повреждены две нефтебазы и два терминала
В России эпично вспыхнуло круизное судно – видео пожара
В России эпично вспыхнуло круизное судно – видео пожара
В России сошел с рельсов поезд. Загорелись цистерны с горючим
В России сошел с рельсов поезд. Загорелись цистерны с горючим
Из Тисы достали тело очередного уклониста в гидрокостюме
Из Тисы достали тело очередного уклониста в гидрокостюме
На оккупированной территории Донбасса подорвали автомобиль российского депутата
На оккупированной территории Донбасса подорвали автомобиль российского депутата
Мир юрского периода: Теория хаоса (2024): трейлер и дата выхода нового мультфильма
Мир юрского периода: Теория хаоса (2024): трейлер и дата выхода нового мультфильма
Эрик (2024): трейлер и дата выхода сериала про синего монстра
Эрик (2024): трейлер и дата выхода сериала про синего монстра
Гадкий Я 4 (2024): трейлер и дата выхода продолжения популярного мультфильма
Гадкий Я 4 (2024): трейлер и дата выхода продолжения популярного мультфильма
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?