Роман Безсмертный не нуждается в представлении. Этот политик начал свою карьеру с победы на парламентских выборах по мажоритарному округу в 1994 году, и с того времени находится в центре круговорота политической жизни.
Роман Петрович, собираетесь ли вы баллотироваться в новый состав парламента?
Честно говоря, решения у меня еще нет. Больше склоняюсь к тому, чтобы не баллотироваться.
Хорошо, значит, мы имеем возможность использовать ваш опыт как эксперта. Вы избирались по мажоритарному округу, были достаточно успешным менеджером политических кампаний в масштабах страны. Какими будут следующие парламентские выборы?
Сегодня скорее можно спрашивать «Как они проходят?», ведь уже месяца четыре продолжается агитационная кампания. Подготовку к выборам основные политические игроки начали сразу после принятия избирательного закона. Сейчас мы видим интересные вещи, которые на 80% состоят из негативных моментов, заложенных в мажоритарной и пропорциональной системах. Это и подношения потенциальным избирателям, которые делают кандидаты, помощь школам, детским садам, больницам. Таким образом, материальные ресурсы возвращаются гражданам.
Есть и еще один позитив: мажоритарка приведет в украинскую политику десяток-полтора новых лиц. Пропорциональная система несет в себе приторговывание местами в списке, о чем уже сказано не один раз. Неслучайно мы видим кандидатов на округах от определенных политических сил, ключевым признаком которых является не поддержка избирателей, а платежеспособность. Однако участие политических партий в избирательном процессе способствует структуризации общества, без которой невозможно перейти от тоталитарной к демократической модели развития. Жизнь и существование масс-медиа, клуба журналистов и экспертов, как коромысло, объединяет пропорциональную и мажоритарную модели. У этой группы началась большая работа. Однако хочу отметить, что с 2004 года ничего нового в политической рекламе не придумали. Чувствуется кризис идей.
С журналистами и экспертами все понятно, а какие задачи ставят перед собой на выборах политики?
Очевидно, что весь политический бомонд делится на две категории: политики, которые планируют на короткий срок — победить на выборах, и государственные деятели, которые думают не только о победе, а о формировании команды и собственной способности решить проблемы. Снова звучат обещания, которые невозможно выполнить, а это означает, что избиратель быстро разочаруется в командах, которые придут в парламент.
Хочу сразу поинтересоваться, много ли в Украине государственных деятелей?
Мой пятнадцатилетний опыт работы в политике говорит, что их — единицы.
Рискнете назвать их среди действующих персонажей политического театра?
Ответить трудно. Не потому, что я их не знаю, а не хотел бы кого-то забыть. Государственный деятель отличается прямотой мышления, реальностью оценки ситуации и скромностью относительно собственного места в истории. Такие люди обычно в списки не попадают. К ним приходят за помощью с ворохом проблем во время политического кризиса.
Давайте добавим черты к образу государственного деятеля сквозь призму должности. Вы работали на государственной службе с тремя президентами — Леонид Кучма, Виктор Ющенко, Виктор Янукович. Кто из них является государственным деятелем?
Они — президенты. Глава государства — самый одинокий человек в Украине, независимо от фамилии. Его власть ограничивается стенами кабинета, где он находится. Для каждого из них обстоятельства были сильнее их воли и понимания ситуации. Для каждого из упомянутых вами президентов были и чрезмерные искушения.
Если я правильно понял, то за спиной каждого президента должен быть государственный деятель?
Не один государственный деятель, а команда. Фраза «Короля играет свита» не потеряла своей актуальности на протяжении веков. Эта свита — скромные и эффективные люди, которые нечасто появляются на публике, но объективно оценивают ситуацию и дают советы по принятию решений. Порой мы видим вспышки — вспомните оценки покойного Александра Разумкова, высказывания Евгения Марчука, другие проявления несогласия. Они проявляются и сейчас в высказываниях Левочкина, Клюева, Колесникова ...
Интересно, в 2015 году в Украине будет новый президент?
На сегодня я не вижу у Виктора Януковича оснований рассчитывать на переизбрание. Ситуация в стране печальная, и это чувствуется в оценках всех без исключения социальных групп. Есть только один вариант, который позволяет партии власти сохранить свои позиции. Это изменение поведения. Сохранение нынешнего алгоритма действий властной команды уверенно ведет ее к проигрышу. Есть ли у нее вариант выигрыша? Есть, но я не стану о нем говорить, потому что не знаю, прислушаются ли они к нему.
Готовы посоветовать этот вариант другому политику?
Готов работать с украинскими политиками, подсказывать не только путь к победе, но и возможности выхода из критических ситуаций. Это — мое ремесло. Но не буду работать с нынешней командой власти, и с теми, чьи политические взгляды я не разделяю.
В этом контексте очень интересно узнать, прислушивался ли Ющенко к вашим советам?
По-разному. Иногда проявлялись человеческие черты, когда Виктор Андреевич замыкался и переставал слушать, временами, услышав неприятные для него новости, прекращал разговор, выходя из кабинета, иногда радостно реагировал на слова. Были и эмоции, и возражения. Хочу, чтобы мы понимали: есть советники, и есть лицо, которое принимает решения и несет за него ответственность. Можно принять решение, как Джон Кеннеди во время Карибского кризиса, когда никто ему не советовал компромисс с СССР и вывод ракет из Турции, или действовать как Джордж Буш-младший, который прислушивался к мнению своих советников, принимая решение о начале войны в Афганистане.
Значит, украинских политиков пугает, что груз принятых решений сломает им позвоночник?
Украинские политики, осознавая скоротечность собственной карьеры, больше думают о реакции избирателей на свои решения, чем о том, что они принесут стране. Хочу напомнить, что временами, когда в Украине надо было проводить реформы, политики их обещали, но потом пугались восприятия людей и сдавали назад. Собственно, так произошло и с Виктором Януковичем, команда которого свернула реформирование страны в канун парламентских выборов. Поэтому мы до сих пор восхищаемся реформами в Грузии, и не понимаем, что любая реформа — это больно. Люди не чувствуют перспектив, наблюдается массовое разочарование среди молодежи. Украинцы снова мечтают о выезде на проживание заграницу. А многие обеспеченные люди уже вывезли свои семьи и капитал.
Есть ли действительно новые лица среди будущих участников парламентских выборов?
Термин «новый» — это лишь месседж, за которым могут стоять известные и обычные люди, с достаточным опытом работы, которые могут изменить подходы к ситуации и к ее решению. Для политики понятие «новый» — игра с избирателем, это лишь обертка, красивая обертка, в которой может находиться горькая и заплесневелая конфета. Новое — это не всегда хорошее.
Есть ли в Украине политики, способные в яркую и привлекательную обертку завернуть необходимое обществу, но горькое лекарство?
Есть. Я мечтаю стать членом такой команды или собрать ее. Мне это интересно.
Что для этого нужно?
Рецепт прост: объективно понимать ситуацию, иметь знания, позволяющие сформировать механизм решения проблем, видеть людей, которые могут запустить механизм изменений. Не надо принудительно осчастливливать людей, их надо убеждать, вести к решению. В нашей новейшей истории были случаи, когда власть предлагала абсолютно адекватные шаги, но люди их не воспринимали.
Если продолжить аналогию, то Украина на распутье: или принимать горькие лекарства, ложиться под нож...
Благодаря действиям нынешней власти от Украины отвернулся мир. После оранжевой революции, даже при всех сложностях того периода, было приятно общаться с иностранцами, сегодня же стыдно. Все говорят о болезни Греции, но она лечится. Находятся лекарства для Италии и других стран. Мы же констатируем болезнь Украины, но лекарства не применяем. Пустопорожние разговоры могут привести к тому, что пациент не выздоровеет. Наше государство развивается своим путем и крайне неудачно применяет рецепты по борьбе с кризисом. Отечественный истеблишмент невнимательно читает учебники по борьбе с кризисом. Преодоление проблем с формированием конкуренции, с существованием демократии являются ключевыми, которые мы почему-то не выполняем. Это свидетельствует, что политический бомонд игнорирует очевидные вещи. Надежду позволяет сохранять тот факт, что на каждых следующих выборах к власти приходит оппозиция.
Из ваших слов я пока не понял, используя футбольную терминологию: сейчас вы на скамейке запасных или ищете себя в качестве играющего тренера?
Если говорить в таком ключе, то я чувствую себя центральным полузащитником, который несет ответственность и за пропущенные мячи, и за организацию атак на чужие ворота. Мой опыт говорит, что много мячей в свои ворота можно было не пропускать.
Но вы чувствуете себя на поле?
Конечно, да!