Елена Овраменко: Проект Налогового кодекса – одиозен. Налоговики получают право на диктат, а бизнес будет уходить «в тень»
Автор:
Сергей Дойко
Сергей Дойко, политобозреватель, телеведущий. Специально для «Фразы»
Журналист
11.10.10 09:36
11839
На днях Верховная Рада в первом чтении приняла проект Налогового кодекса, разработанный Кабмином Николая Азарова. Правительственный вариант документа взяли за основу 258 парламентариев. Альтернативный проект кодекса Катеринчука – Терехина парламентское большинство не поддержало. Второе чтение НК ожидается через месяц.
Итак, что же ждет малый и средний бизнес Украины и, в частности, Киева в результате принятия предложенного варианта Налогового кодекса: перспективы развития и роста или же путь выживания? Об этом и не только – разговор с депутатом Киевского горсовета, зампредседателя постоянной Комиссии Киевсовета по вопросам торговли, предпринимательства, общественного питания и услуг Еленой Овраменко.
Что думаете о качестве разработанного Кабмином Налогового кодекса? Его стоит принимать в том виде, в котором он предлагается, как Вы считаете?
Я в своих выступлениях по данному вопросу неоднократно называла проект Налогового кодекса – одиозным. То, что мы имеем на сегодняшний день, это не нормативно-правовой акт. Это – политика. Даже не смотря на благие цели этого законопроекта, это в первую очередь – лоббирование интересов определенных бизнес-групп. Иначе никак не объяснить тот факт, что проект предлагается к рассмотрению в парламенте, а при этом целый ряд его позиций, особенно касающихся системы налогообложения малого бизнеса и физических лиц, полномочий налоговых служб, все так же вызывают серьезные нарекания и замечания у предпринимателей, экспертов, широкой общественности.
Какие именно нововведения предлагаются в сфере местных налогов? Чего ожидать местным бюджетам, в частности, бюджету столичному?
Порядок взимания местных налогов и сборов определен в разделе XII проекта Налогового кодекса. Отмечу, что к местным налогам отнесен всего один – налог с рекламы, ставки которого устанавливаются сельскими, поселковыми и городскими советами в пределах от 0,1 до 0,5 процента. Таким образом, упраздняется коммунальный налог. Что касается местных сборов, то их в проекте Налогового кодекса также предусмотрено меньше – 4 вместо 12, установленных действующим законодательством.
Первый – сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности. Данный вид местного сбора станет последователем платы за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности, которая в настоящее время причислена к общегосударственным налогам и сборам и которой пополняется казна госбюджета.
Второй – сбор за места для парковки транспортных средств, который пришел на смену сбору за паркование автотранспорта.
А тут есть разница?
Понимаете, с виду практически одинаковые названия несут в себе совершенно разную «начинку». Сейчас взимающийся сбор за паркование уплачивается непосредственно водителями на месте парковки их автотранспорта в специально оборудованных или отведенных для этого местах. Его предельный размер не может превышать 51 гривны в час. Взамен же предлагается сбор, плательщиками которого станут субъекты хозяйствования, которые организовывают и проводят деятельность по обеспечению парковки транспортных средств на площадках для платной парковки и специально отведенных автостоянках. Иными словами – платить будут «хозяева» парковок.
Третий – туристический сбор, являющийся аналогом ныне взимающегося курортного сбора и отмененного с 1 января 2004 года гостиничного сбора. В отличие от курортного сбора, при взимании туристического сбора льготы не будут предоставляться.
Ну и последний, четвертый местный налог – рыночный сбор. Тут обращу внимание, что проектом Налогового кодекса прямо не урегулирован порядок взимания данного сбора, а имеется только отсылочная норма на Указ Президента Украины «Об упорядочении механизма уплаты рыночного сбора». Все это, думаю, внесет немалую путаницу на практике.
Что касается перспектив местных бюджетов. Тут правительству понадобятся дополнительные ресурсы для компенсации потерь Госбюджета после того, как Налоговый кодекс вступит в силу. По расчетам Минфина, это обойдется государству в 7 – 9 миллиардов гривен. И потеряют, прежде всего, местные бюджеты – за счет отмены единого налога и изменения транспортного налога. Эти ресурсы местные бюджеты сейчас направляют на реализацию собственных полномочий, в том числе – на реформу ЖКХ и создание местной инфраструктуры.
Как именно предлагаемые налоговые нововведения повлияют на малый и средний бизнес, в частности, столицы Украины – Киева?
Налоговый кодекс существенно повлияет именно на эти категории бизнеса – малый и средний. Причем, зачастую не в лучшую сторону. Многих предпринимателей, например, беспокоит новая норма в отношении определения «обычных цен». В проекте четко не выписан порядок их определения, что создает почву для произвола и волюнтаризма со стороны чиновников. Налоговики фактически получат право диктовать предпринимателям цены покупки и продажи сырья и материалов.
Проект также предусматривает, что все предприниматели, в том числе и те, кто работает на едином налоге, должны будут использовать регистраторы расчетных операций. Проще – «кассовые аппараты». Согласно проекту, без кассового аппарата со следующего года можно будет только торговать на рынках сельскохозяйственной продукцией украинского производства.
Сейчас к этому шагу нужно подходить взвешенно, а не так, как это делает проект Налогового кодекса. Поскольку большинство предпринимателей – упрощенцев сейчас фактически выживают. Штрафные санкции за возможные нарушения кассовой дисциплины будут заоблачными и неподъемными для малых предпринимателей. Вполне вероятно, что эти санкции могут применяться и как средство налогового давления…
Сейчас широко дискутируется вопрос относительно изменения порядка налогообложения для частных предпринимателей, которые находятся на так называемом «едином налоге». Какие риски несет в себе проект Налогового кодекса в текущем варианте для этой категории бизнесменов?
Изменены критерии, которые предоставляют право быть плательщиком единого налога. Речь идет о физлицах – предпринимателях, которые на протяжении календарного года до перехода на упрощенную систему имеют одновременно не более 2 наемных сотрудников и их оборот не превышает 300 тысяч гривен. При этом если физлицо – плательщик единого налога больше половины своего дохода за 3, 6, 9 или 12 месяцев нарастающим итогом с начала года получил от одного заказчика – клиента, покупателя, то такой налогоплательщик лишается права уплаты единого налога в этих периодах. Он тогда платит налоги и сборы в соответствии с общей системой налогообложения.
Помимо этого, всех «единщиков» планируется обязать применять кассовые аппараты при осуществлении расчетов в наличной или безналичной форме. Что же касается ставок единого налога, то они также претерпели кардинальные изменения. В частности, для физлиц – предпринимателей они существенно увеличены по целому ряду видов деятельности и составляют от 200 до 600 гривен. А, например, при осуществлении услуг по информатизации единый налог составит 1000 гривен. Для остальных видов деятельности, как и сейчас, его ставка будет варьироваться от 20 до 200 гривен.
Существенно уменьшен и перечень услуг, которые могут оказываться физлицами – предпринимателями на едином налоге. Предприятия, которые занимаются оптовой торговлей, интернет-бизнесом, предоставлением в аренду недвижимости (всего 20 видов деятельности) не смогут работать по этой системе. Еще 10 категорий, например, юристы, бухгалтера, аудиторы, консультанты, рекламисты также не смогут быть частными предпринимателями.
Сейчас в Украине 4 миллиона 200 тысяч физических лиц – предпринимателей платят налоги по упрощенной системе. Но после нововведений большая часть их будет лишена такой возможности. Понятно, что упрощенная система налогообложения рассматривается как возможность налоговой оптимизации. Частично это соответствует действительности. Это был легальный способ, который вдобавок давал гарантированные 200 гривен местному бюджету от каждого предпринимателя – «единщика». Люди могли легально работать и платить налоги. Теперь же новыми репрессивными мерами можно достичь не увеличения поступлений в бюджет, а лишь увеличения объемов теневой экономики: мелкие предприниматели не смогут платить налоги и просто будут переходить на «черный нал». Нас ждет возвращение в 1990-е годы.
С 17 июля 2010 года был введен сбор с частных предпринимателей в Пенсионный фонд дополнительно к единому налогу. Считаете ли Вы адекватным такой сбор вообще, и считаете ли Вы законным его введение до принятия Налогового кодекса?
Я тут должна сказать, что данный закон, как по содержанию, так и по процедуре его принятия, нарушает целый ряд других нормативных актов. В первую очередь, он нарушает часть 3 статьи 22 Конституции Украины. Согласно этой норме, при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод. Нарушается и Указ Президента «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 3 июля 1998 года. Здесь нужно говорить о том, что такой шаг власти просто противоречит экономической логике и законам антикризисной экономики. В бюджете Пенсионного фонда возник дефицит в 3 миллиарда гривен и эту «дырку» решили «залатать» подобными методами. К чему приведет нынешнее поведение власти? А к тому, что бизнес будет уходить «в тень». И это тогда, когда в нормальной рыночной экономике именно малый бизнес является основой экономического развития и дает до 3/4 ВВП. У нас же – все наоборот.
Новый Налоговый кодекс ужесточит контроль над выплатой заработной платы «в конвертах»?
На сегодняшний день мы имеем систему, когда налог с доходов физических лиц уплачивается не полностью. Необходимо сделать так, чтобы этот налог платили все работодатели. Надо совершенствовать налоговое законодательство в контексте усиления контроля над недобросовестными работодателями. Но авторы Налогового кодекса почему-то считают, что ситуацию изменят только репрессивные нормы или расширение до беспредельности функции налоговых органов. Да, при проведении контрольных выездных проверок налоговики смогут выявлять факты сокрытия трудовых отношений с наемным лицом. Но будет ли это содействовать эффективной борьбе с зарплатой «в конвертах»? Думаю, что нет.
Что скажете о перспективах возобновления кредитования предпринимателей? Когда им ожидать, что банки начнут выдавать кредиты?
Некоторые аналитики утверждают, что возобновление кредитования на уровне 2007 – 2008 годов будет лишь в 2011 году, когда экономика Украины частично реанимируется.
Дело в том, что возобновление кредитования малого и среднего бизнеса напрямую зависит от шагов правительства в этой сфере. Сегодня только около 20 коммерческих банков, так или иначе, кредитуют малый, средний и корпоративный бизнес. К сожалению, взять на себя все возможные риски, которые возникнут с возобновлением кредитования бизнеса, банковское сообщество пока не готово. И банкиры об этом заявляли неоднократно. И это при том, что они также признают, что кредитование малого и среднего бизнеса – очень рискованное, но вместе с тем прибыльное дело.
Сейчас банкиры называют несколько причин сворачивания кредитования предприятий. Первая – отсутствие у финансовых учреждений долгосрочных ресурсов, ведь средства в банках размещаются на очень короткие сроки. Кроме того, у отечественных предприятий обычно нет стабильного ликвидного обеспечения. Поэтому банкиры вынуждены признать, что запустить кредитование экономики без помощи государства они пока не смогут. Произойдет это или нет – покажет время и шаги правительства по реанимации банковского кредитования.
Любая власть всегда много говорит об инвестиционном климате. Нынешняя власть – не исключение. Но если у нас так туго живется отечественным предпринимателям, хотят ли иностранцы вкладывать свои деньги в экономику Украины, развивая здесь свой бизнес?
Учитывая экономическую нестабильность, инвестор не чувствует особого интереса к украинской экономике. Данные статистики лишь подчеркивают серьезность положения. В экономику Украины в первом квартале 2010 года иностранными инвесторами вложено 717,1 миллиона долларов прямых инвестиций, что составляет 61 процент от поступлений первого квартала предыдущего года. Об этом говорится в сообщении Госкомитета статистики Украины. Кроме того, система законодательства для ведения бизнеса все еще остается запутанной и слишком бюрократизированной для потенциального иностранного инвестора.
Судя по всему, новый Налоговый кодекс лишь осложнит эту систему. Кроме того, с начала года уровень инфляции вырос в несколько раз. Таким образом, деньги инвесторов стремительно обесцениваются. Поэтому, понятно, что с повышением уровня инфляции отток капитала будет только расти, если власть не предпримет определенных контр-шагов.
Вопрос зарубежных инвестиций особо актуален накануне проведения в Украине Евро-2012. Он, без сомнения, будет актуален и после 2012 года. Что нужно для улучшения инвестиционного климата перед Евро-2012?
Сначала украинская философия относительно проекта «Евро-2012» заключалась в том, что он будет реализовываться на деньги украинского крупного бизнеса. Однако, как оказалось, достаточно высока и потребность в финансовом и организационном участии государства, и в зарубежных инвестициях. Ключевым моментом здесь является недостаток времени для привлечения в Украину иностранных инвестиций для подготовки к чемпионату Европы по футболу 2012 года.
Чтобы подключить иностранных инвесторов к работе в Украине над проектами, связанными с Евро-2012, нужно было намного раньше вести переговоры и обеспечить льготные условия для привлечения иностранных инвестиций. Хочу тут отметить, что в Польше, например, финансированием подготовки к Евро-2012 с самого начала занимается государство или местное самоуправление. Основная часть финансирования проходит за счет воеводских бюджетов, отделенных от госбюджета. Но и поддержка из центра там также очень сильна – до 50 процентов, а в отдельных случаях и больше. Инвестиции, связанные с туризмом, отдыхом, гостиницами большей частью реализуются через частный бизнес. Расходы на развитие инфраструктуры могут частично финансироваться и из европейских фондов. Я убеждена, что нам нужно ориентироваться на опыт наших соседей.