«Ялтинская европейская стратегия» — детище бизнесмена и филантропа Виктора Пинчука — по праву считается крупнейшей и престижнейшей площадкой для обсуждения важных вопросов стратегического характера в Украине. От первоначального замысла осталось очень мало — разве что форма: ни Ялты как места проведения мероприятия, ни европейской стратегии у Украины на сегодняшний день нет. Но есть необходимость формировать и обсуждать политическую повестку. Пинчук неизменно обеспечивает этот самый процесс обсуждения.
То, что до президентских выборов в Украине остается менее 200 дней, определило и характер пятнадцатого по счету форума YES: большинство участников саммита — потенциальные участники президентской гонки 2019 года. Большинство выступлений — это заявка на формирование предвыборных программ и позиций. Де-факто Виктор Пинчук представил европейски и евроатлантически ориентированных политиков, желающих побороться в следующем году за пост Президента Украины. При этом не совсем правильно было то, что потенциальные кандидаты от Юго-Востока Украины не были представлены среди выступающих, что слегка исказило политическую палитру. Но это не столь важно, учитывая европейскую ориентацию форума и то, что большинство политиков, представляющих Юго-Восток, весьма скептически относятся к европейской интеграции Украины.
По содержательности нынешний форум YES стал одним из наиболее насыщенных. По крайней мере, у экспертов есть широкое поле для переосмысливания сказанного и услышанного.
Петр Порошенко, продуцирующий в последнее время абсолютно пустые по содержанию тексты, в этот раз также остался верен своему стилю: набор лозунгов, популизма и эффектных обещаний, без конкретики и без рационального зерна. Долго и бессодержательно. С расчетом на то, что должность (Президент) и так привлечет внимание и «все спишет».
Владимир Гройсман, запомнившийся тем, что четко пообещал не идти на президентские выборы. И это — главный посыл его выступления. Все остальное было сказано в тот же день, но в другом здании — во время презентации основных параметров Государственного бюджета на 2019 год. Да, был еще посыл Гройсмана о том, что повышать цены на газ придется, хоть он не хочет этого, но повышение тарифов делает Украину сильнее. Было сложно понять логику: получалось, что раз Гройсман против повышения тарифов, то он против усиления Украины? И как можно усилить Украину, сделав более бедными ее граждан?
Анатолий Гриценко, выступающий очень правильно, с воинственной риторикой, но монотонно и безэмоционально, казалось, старается убедить не столько присутствующих в зале украинцев, сколько представителей американского посольства, присутствовавших во время выступления. Выступление правильное по сути и даже академическое — не политическое, но после него остается то чувство, когда хочется не столько проголосовать за человека, сколько сказать ему: «Садись! Пять!».
Святослав Вакарчук решил держать интригу и дальше: он не сказал ни «да», ни «нет», когда его спросили о президентских амбициях. Но при этом все его выступление было построено именно в качестве презентации президентской программы. После его спича — довольно наивного в некоторых пунктах и довольно поверхностного в целом — ни у кого не осталось сомнений: лидер «Океана Эльзы» будет выдвигаться! Многие пункты, как и у Гриценко, были направлены именно на то, чтобы создать эмоцию у иностранцев, а не у украинцев, и в этом основная ошибка наших политиков.
Резко диссонировала по сравнению с предыдущими выступающими Юлия Тимошенко. Я помню ее знаменитый батл с Виктором Януковичем в Давосе в январе 2010 года. Тогда импровизированные дебаты, по общему мнению гостей форума, она проиграла — впрочем, чуть позже она проиграла и президентские выборы тому же Януковичу. Сейчас чувствуется, что Тимошенко вынесла необходимые уроки. Она была в прекрасной форме, легко отбивала выпады (модератор пытался обвинить Тимошенко в том, что она не поддерживает реформы, но при этом не смог привести пример) и старалась вместить в свой спич максимум смыслов. Это — новое в манере выступления Тимошенко: ранее ее выступления были яркими, экспрессивными, но «водянистыми». Сейчас же — большое количество идей, большое количество оригинальных решений.
Ее заявление о том, что проблему Донбасса надо решать, войну заканчивать, но отнюдь не путем капитуляции, было встречено с пониманием и растиражировано.
Довольно четко Тимошенко очертила контуры будущих отношений с Россией: это очень жесткая позиция, направленная на полное возобновление территориальной целостности Украины. Без этого — никак. Тимошенко дала понять, что она при подобных подходах не может быть агентом Кремля априори. Тем более, если принять во внимание версию о том, что Путин изначально был поинформирован о планах Виктора Януковича посадить Тимошенко и даже (формально или неформально) дал добро на подобный шаг (по крайней мере, многие соратники Януковича говорят о том, что с ними не советовались, когда принималось решение об аресте и сроке для Тимошенко, а большинство из них еще в ту пору негативно высказывались в кулуарах о самом «деле Тимошенко»).
«Изюминкой» выступления стало заявление о необходимости актуализации Будапештского меморандума и предоставления Украине гарантий всеми теми, кто обещал эти гарантии в 1994 году. Мысль здравая, но пока что не понятен механизм ее воплощения. Хотя понятно, что это идея на перспективу.
Одним словом, YES показал, что даже в условиях тотального кризиса идей необходима площадка, где эти идеи могут рождаться, оттачиваться, переходить на уровень широкой дискуссии. В следующем году 16 форум Ялтинской европейской стратегии будет проходить в аккурат между выборами — пройдет сто дней после инаугурации нового Президента и будет оставаться около сорока дней до парламентских выборов в Украине.
Очевидно, что по смысловому наполнению, уровню интриги и интереса к мероприятию следует ожидать не менее информационно насыщенный форум.