Может ли Кремль использовать тяжелую социально-экономическую ситуацию на Украине, объединив её со своими геополитическими интересами, социально-экономическими потребностями и военно-политическими возможностями для решения насущных проблем, внутренних и внешних? Да, это вполне реальный сценарий.
Социально-экономические предпосылки к его осуществлению были приведены в первой части этого материала.
А теперь мы рассмотрим оборотную сторону либерализации (упрощения) процедуры получения российского гражданства, о которой последнее время заговорили в РФ с подачи президента Путина, на довольно высоком уровне.
И действительно, в случае создания прецедента с российским гражданством для украинцев, увеличиваются и риски прямого влияния России на Украину.
Разумеется, украинская власть будет пытаться этому противостоять. Но, насколько это будет эффективно при ухудшающейся социально-экономической ситуации, перманентном политическом кризисе и без надлежащей поддержки со стороны традиционных для постмайданной Украины партнеров — США и ряда стран ЕС? Внимание со стороны которых, по истечении 4 лет прошедших с событий 2014 года, заметно ослабело.
Причиной тому, во многом неспособность Киева отвечать здраво и оперативно на стремительно меняющиеся тенденции в необычайно динамичной текущей политической ситуации в мире в целом, в восточно-европейском регионе и во взаимоотношениях Запад-Россия, в частности.
Кроме того, политика которую ведет Москва в отношении Вашингтона и его союзников указывает на умение одних и других в нужный момент находить компромисс, особенно, когда дело касается экономических интересов, где для решения того или иного вопроса в жертву могут быть принесены некоторые политические расклады. Одним из таких раскладов является украинский кризис. Запад к такой уступке практически готов.
Да, помимо большой политики, есть интересы большого бизнеса. Напомню, что в апреле 2014 года, премьер-министр РФ Д. Медведев называл цифру российских инвестиций в Украину — 250 млрд. долларов. И это не считая участия российского бизнеса в украинской экономике, которому по состоянию на 2014 год, по разным оценкам, принадлежало, в том или ином виде около 60% украинских предприятий, т.е. по факту цифра куда внушительна.
Это очень серьезные деньги! Такими суммами не разбрасываются. За такими деньгами рано или поздно, их владельцы приходят. Сегодня Россией управляют прагматичные и предприимчивые люди, это значит, что средства эти будут возвращены, рано или поздно, тем или иным способом.
Будет ли попытка увязать это с раздачей российского гражданства? Не исключено.
Итак, если Кремль примет решение об упрощении процедуры получения российского — а в том, что такое решение будет направлено главным образом на Украину, особо сомневаться не приходится — то в купе с экономической зависимостью от России, это серьезно подорвет основы институтов украинской политической системы.
При чем, это вряд ли будет противоречить нормам международного права. А с учетом юридических коллизий созданных правовой неразберихой при распаде СССР и дальнейшего постсоветского взаимодействия Украины и России, станет совершенно неинтересной заботой для Запада, которому бы со своими проблемами разобраться.
Отдельные голоса, конечно, будут раздаваться, но это никак не повлияет на ход процесса перехода значительной части украинских территорий под протекторат РФ.
Можно ли будет найти какое-то решение, компромисс для сохранения украинской государственности, если сценарий такой будет запущен? Конечно можно. Но, только для этого необходимо Киеву от воинственной риторики переходить к мирному диалогу уже сегодня.
Например, один из путей сохранения целостности государства, это нейтральный статус Украины, закрепленный на уровне ООН и возобновление переговоров по условиям «Договора про партнерство и сотрудничество между Украиной и Европейскими Содружествами и их странами-членами» и, как следствие Будапештского меморандума.
Ведь именно в соответствии с этими документами Запад взял на себя обязательство выдать Украине средства в сумме 160 млрд. евро в качестве компенсации за отказ от ядерного вооружения и для помощи в преодолении последствий Чернобыльской катастрофы.
Необходимо так же инициировать международные экономические проекты, в которых должны быть использованы транзитный и логистический потенциал Украины. Это позволит нашей стране вернуться в мировую политику в качестве её субъекта.
Но, главное, это ведение политики защиты собственных государственных интересов, без оглядки на Белый Дом или Брюссель. А государственные интересы в первую очередь определяются интересами населения страны, при этом важно (!), чтобы интересы одной части жителей Украины не выполнялись за счет ущемления интересов другой части.