Свежая электоральная социология свидетельствует о том, что на президентских выборах выбирать нам придется между Юлией Тимошенко и Петром Порошенко. Конечно, за год многое может измениться, но с большой долей вероятности можно сказать, что именно эти двое пройдут во второй тур.
«Беда Украины в том, что ею управляют люди, которым она не нужна», — сокрушался в свое время Михаил Грушевский. Честно говоря, куда большая проблема видится в том, что во главе Украины оказываются люди, которые не соответствуют вызовам времени и требованиям момента.
Взять того же Грушевского, который привел Украину к независимости. Однако перед этим он и его соратники сделали все, чтобы выбить из украинской политики самостийников. Дело в том, что глава Центральной Рады был убежденным федералистом. Тогда как логика событий толкала Украину к независимости, он воплощал планы перестройки Российской империи в федеративную республику. В итоге украинские федералисты стали самостийниками в силу обстоятельств: с одной стороны, их к этому подталкивал немецкий генерал Гофман, с другой — вождь большевиков Ленин.
Приверженность федералистским идеям и промедление с провозглашением независимости имели самые печальные последствия.
Следующим к власти пришел генерал Павел Скоропадский (разумеется, привели его немцы, но гетманом провозгласили на съезде хлеборобов — свои). Он немало преуспел в том, что теперь называют «розбудова держави». Однако, как признался потом сам Скоропадский, ни он сам, ни подотчетное ему правительство не уделили должного внимания решению главной проблемы того времени — земельной. В итоге гетманат (а заодно и большинство его достижений) был сметен восставшими крестьянами, как только «ясновельможный» лишился зарубежной поддержки.
Долгое время мы были лишены возможности выбирать себе власть. Однако в 1991-м проголосовав на референдуме за независимость, украинцы одновременно избрали президентом Леонида Кравчука. Они оказали доверие не тем, кто последовательно боролся за украинскую государственность, а совсем недавно перекрасившемуся представителю компартийной номенклатуры. Почему-то украинцы предпочли, чтобы в новую жизнь и новые реалии Украину их повел представитель старой только что рухнувшей системы.
Как-то попросил объяснить эту парадоксальную склонность — менять, ничего не меняя — известного ученого-социолога Евгения Головаху. По его словам, такой выбор обусловлен желанием сохранить стабильность. Ведь новые лидеры несут в себе и перспективу неопределенности. В общем украинцы предпочитают не рисковать. Однако, не рискуя, лишают себя шанса на преобразования.
История 1991 года повторилась в 2014-м, когда президентом избрали Петра Порошенко (тоже в первом туре, как Кравчука). Хитрый Петр Алексеевич уловил ветер перемен и выступил под лозунгом «жить по-новому». Допускаю даже, что Порошенко искренне пытался «жить по-новому», но у него не получилось. Как политик и как бизнесмен он сформировался в эпоху Кучмы. И ни заниматься политикой, ни вести бизнес по-новому просто не способен — не владеет новым инструментарием.
Очевидно, то же самое можно сказать и о его главном оппоненте — Юлии Тимошенко, которая также вышла из кучмовской шинели. На минувших выборах оба они показали себя популистами, то ли не понимающими всю сложность ситуации, то ли не желающими говорить о положении дел честно.
Украинская политика заставляет вспомнить евангельское предостережение о том, что не следует заливать молодое вино в старые мехи, «иначе молодое вино порвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут».
Как-то порохоботы не постеснялись сравнить Порошенко с Черчиллем. Однако в условиях войны британский премьер-министр заявлял: «Я не могу вам предложить ничего, кроме крови, тяжелого труда, слез и пота». Что-нибудь подобное вы слышали от наших претендентов? Правда, наверное, британцы в 1940-м были более склонны услышать правду, чем украинцы в 2014-м. Нам хочется верить, что политик из прежней формации способен справиться с новыми вызовами, не предлагая при этом «крови, тяжелого труда, слез и пота». Мы пытаемся что-то изменить, ничего не меняя. А потом ропщем на судьбу и ругаем правителей, которых сами же избираем.
Казалось бы, потрясения последних лет — революция и война — должны были бы вывести на украинскую политическую сцену новых людей. Увы, ничего подобного не произошло. В итоге мы снова рискуем залить молодое вино в старые мехи. Впрочем, до выборов еще осталось немного времени.