Вы будете смеяться, но 95 лет назад в Украине происходило почти то же самое. Глава государства гетман Павел Скоропадский неожиданно провозгласил курс на интеграцию с Россией и не хотел отпускать своего оппонента из тюрьмы. Возмущенные народные массы, руководимые оппозицией — Директорией — поднялись на восстание и в течение месяца принудили гетмана отречься от власти.
«Я, гетман Всей Украины, на протяжении семи с половиной месяцев прилагал все усилия, чтобы вывести край из того тяжелого положения, в котором он находится. Бог не дал мне силы справиться с этой задачей, — достойно признал Павел Скоропадский. — Ныне, ввиду сложившихся условий, руководствуясь исключительно благом Украины, от власти отказываюсь».
Говоря о проблемах своего правления, ясновельможный пан гетман, среди прочего, жаловался на кадровый голод. «Одно из наших несчастий и состоит в том, что у нас мало честолюбивых людей, — сокрушался по этому поводу Павел Петрович. — Мы страдали от отсутствия людей, стремящихся достигнуть чего-либо большего, все какая-то мелочь, главным образом жаждущая, чтобы никто не возмущал ее покоя, а уж если нужно действовать, то только лишь для того, чтобы как-нибудь безопасно спекульнуть для своего мещанского благополучия» (подробнее о его попытке построить в революционных условиях правильное государство читайте здесь)
Впрочем, как стало понятно уже в наше время, слишком честолюбивые соратники — тоже плохо. Например, Виктор Ющенко пошел на поводу у общественных чаяний и назначил первым своим премьер-министром вполне честолюбивую Юлию Тимошенко. Что из этого получилось — мы все хорошо помним. Противостояние Ющенко и Тимошенко дорого стоило стране и, в итоге, позволило Януковичу смыть позор 2004 года (правда, он умудрился снова наступить на те же грабли).
Однако, став президентом, он учел, сколько хлопот «папереднику» доставила амбициозная премьер-министр, и главой правительства стал куда менее склонный к доминированию деятель. Вообще, Виктору Януковичу очень повезло с Николаем Азаровым! Ведь все свои просчеты, всю грязную работу Виктор Федорович спокойно может взвалить на безотказного Николая Яновича. Один раз «накосячив» с Харьковскими соглашениями, Янукович с тех пор — хоть налоговый кодекс, хоть отбой евроинтеграции — все проблемные вопросы переводит в сферу полномочий безропотного Азарова. Видимо, потому он и в отставку его отправлять не хочет — новый глава Кабмина вряд ли будет таким покладистым.
В целом же, кадровый отбор в Украине осуществляется каким-то противоестественным путем. Вот, например, если раньше при слове «ректор» обываетль представлял себе способного ученого или эффективного управленца, то теперь — налогового Петра Мельника или эстрадного Михаила Поплавского. Рад буду ошибиться, но боюсь, что именно они являются самыми известными украинскими ректорами.
Кстати, они даже внешне похожи: невысокого роста, мордатые и плотные мужички. В советских фильмах подобным типажам поручались роли негативных персонажей второго плана — каких-нибудь полицаев в фильмах про войну, чтобы зрителю легче было сориентироваться — это плохие ребята. Конечно, дело не в физиогномике персонажей. Но в последнее время все чаще такое впечатление, что в Украине запустили программу негативного отбора. Ведь каждый следующий президент выглядит менее адекватным, чем предшественник. Мельчают не только политики, но и люди науки, искусства… даже олигархи! Украине немедленно следует менять правила и прежде всего — правила отбора.
Кстати, в апреле 1918-го, когда немцы давали генералу Скоропадскому санкцию на государственный переворот, то среди прочих условий (преимущественно экономического характера) они потребовали очистить органы власти и суды «от аморальных элементов». Кажется, с того времени никто этим вопросом больше не занимался.