Совсем незаметно прошли очередные-внеочередные выборы в местные советы. На фоне стратегического размаха битвы за места в Верховной Раде мелочь, якобы недостойная внимания. А зря. Там много интересного.
В двух городах, Южноукраинске (Николаевская область) и Алупке (Крым), в воскресенье 9 сентября, досрочно выбирали мэров. Результаты получились более чем предсказуемые (цифры немного округлены до получения официальных результатов).
Южноукраинск: представитель Партии регионов получает почти 58% голосов. Второй кандидат 18% (он представлял «Coюз. Чepнoбыль. Укpaина»), кандидат от «Батькивщины» 13,5%, от УДАРа 4%.
Алупка: представитель Партии регионов получает 61,5%. Ближайший конкурент, выдвинутый «Фронтом змин», 13% голосов, редактор местной газеты 9%.
А теперь внимание прелюбопытнейший нюанс. Крайне низкая явка избирателей: в Южноукраинске 25%, в Алупке приблизительно столько же.
При этом, что важно, города-то небольшие, если не сказать крошечные. В Южноукраинске около 40 тысяч населения, в Алупке вообще 8,5 тысяч. Все всех знают, все на виду, сарафанное радио работает лучше любых «фейсбуков»: кто что украл, кто с кем спал, кто мерзавец, а кто просто слабоумен известно всё и о всех. По идее, в таких городах местная власть, городской голова к своим избирателям находятся ближе некуда, а значит и личность мэра должна вызывать неподдельный интерес. Голосуют-то едва ли не за соседа по улице или подъезду.
Но случилось наоборот. Жители Южноукраинска и Алупки массово проигнорировали избрание самого близкого и нужного для них чиновника.
Причин, конечно, может быть несколько. Например, жителям прекрасно известно, что мэр ничего не решает (в стране, где правящая партия даже в своем названии декларирует защиту прав регионов в этом ничего удивительного нет). Или избиратели не видят смысла голосовать, потому что заранее осведомлены, кто выиграет выборы и с каким результатом.
Или третий, так сказать, обобщающий вариант: горожане все же проголосовали. Ногами. В сторону от избирательных участков и Партии регионов противоположную. Чему в ПР, скорее всего, были даже рады. Ведь на выборах мэров, да еще и проходящих в один тур, общая явка никакой роли не играет. Скорее наоборот: кандидат от власти заранее знает, сколько человек при помощи админресурса ему удастся загнать к урнам. Тут уж важнее, чтобы остальные, ненадежные избиратели не пришли.
И вот мы подходим к самому интересному вопросу: какой будет явка в Алупке и Южноукраинске 28 октября? В день, когда южноукраинские и алупкинские «ручейки» сольются в общеукраинское «море». Когда на счету будет каждый голос.
Случится ли чудо? Проснется ли массовая политическая сознательность жителей?
Ждать ответа на вопрос о возможности чудес осталось недолго, всего полтора месяца.