Убийственный кредит. Ждет ли Украину судьба «взбунтовавшейся» Греции?
Автор:
Вячеслав Азаров
Вячеслав Азаров, Председатель Политисполкома Союза анархистов Украины, для «Фраза»
Убежденный анархист
06.06.10 13:31
8579
К нам едет МВФ. И гоголевский «Ревизор» с его бюрократическим фарсом кажется детским утренником, на фоне ожидаемых в этой связи телодвижений украинской власти.
2 июня Янукович провел переговоры с распорядителем МВФ Стросс-Каном. Они договорились о приезде в Украину ведущего эксперта фонда для корректировки презентованной программы экономических реформ. Что послужит основанием для предоставления нового кредита МВФ.
Какие это могут быть рекомендации фонда, хорошо демонстрируют совсем свежие примеры Греции и Румынии. В конце апреля правительство Греции договорилось с МВФ и Евросоюзом о предоставлении кредита в 110 млрд. евро., за что обязалось принять антикризисные меры в виде сокращения зарплат и пенсий, повышения налогов и т. д.
Реакция простых греков на эти меры общеизвестна. Аналогичны условия фонда и для кредита в 20 млрд. Румынии: сворачивание социальных программ, закрытие больниц, увольнение сотен тысяч госслужащих, те же зарплаты, пенсии, пособия. Это в стране, где подавляющая часть населения живет на грани нищеты! Назвав такие меры «социальным геноцидом», румынская оппозиция и профсоюзы с середины мая готовят масштабные протесты.
А еще можно вспомнить историю фонда, усеянную трупами национальных экономик. Стоит ли надеяться, что МВФ в нашем случае впадет в альтруизм и обставит кредит для Украины мягкими условиями? Наивно.
Больше того, сам факт получения кредита никак не решает проблем экономики. Еще свежи в памяти кредиты МВФ образца 2008-2009 гг., первый транш которых пошел на «программу помощи украинским банкам». А точнее, на возврат коммерческими банками, своих долгов западным инвесторам. Притом, что брался этот кредит правительством Тимошенко от имени украинских трудящихся и под их гарантии возврата. Да и последующие транши ушли не на подъем экономики, а на выплату зарплат и пенсий, - то есть просто проедались. Прибавим сюда обвинения со стороны прежней оппозиции в непрозрачном использовании кредитов, часть которых шла на оплату избирательной кампании Тимошенко, а также всеобщую коррупцию прежнего режима. И становится ясно, кем, собственно, эти 11 млрд. «проедались». Правда, в погоне за предвыборным рейтингом, Тимошенко саботировала реализацию жестких рекомендаций МВФ.
Учитывая опыт предшественников, 4 июня вице-премьер Тигипко с трибуны Верховной Рады заявил, что новый кредит МВФ «все меньше» будет идти на покрытие дефицита бюджета (то есть проедаться). В основном его используют для увеличения золотовалютных резервов Нацбанка (антиинфляционный ресурс).
Однако в сентябре 2009 г. из рядов оппозиции тот же Тигипко заявлял, что Украина способна справиться с кризисом и без кредитов МВФ. Условием этого он ставил консолидацию большинства в Верховной Раде, Кабмина и Нацбанка. Прошло чуть более полугода, регионалы получили свою коалицию в Раде, Кабмин и Нацбанк. И, вот, уже в качестве одного из лидеров нового правительства Тигипко просит у МВФ очередной кредит в 20 млрд. По условиям фонда под новый кредит был создан бюджет-2010 с 6% дефицита. Наша песня хороша, начинай сначала…
Правда, правительство Азарова слывет командой профессионалов, которая сможет поднять экономику и относительно безболезненно для украинцев вернуть оба кредита с процентами. Да и новый бюджет обещает увеличение социальных стандартов до 47% в области прожиточного минимума и минимальной зарплаты. Однако антисоциальный имидж МВФ, неизменно требующего от правительств-заемщиков «затягивать пояса» трудящимся, заставляет отнестись к бюджету, созданному для фонда с большой осторожностью. Тем более что, в отличие от прямолинейных европейских правительств, желание спрятать непопулярные меры где-то «в складках» бюджета вполне в традиции украинской власти.
Например, в карман именно к простому украинцу залезет главный источник пополнения бюджета, - увеличение акцизов на бензин, табак, алкоголь и даже питьевую воду. Он также потеряет на введении почасовой оплаты труда. «Вывод из тени» полулегального бизнеса без снижения налогового бремени также будет произведен за счет трудящихся. Переход на полное налогообложение этих предприятий урежет зарплаты их работникам и увеличит цену их продукции. Если учесть, что на конец 2009 г. эксперты оценивали долю теневого сектора в 45,4%, эти явления примут массовый характер. А еще опасаются снижения выплат работающим пенсионерам, повышения цен на газ для населения и коммунальной сферы, введения штрафных санкций за неоплату ЖКХ и т. д.
Но главную опасность таит в себе «нарисованный» для МВФ дефицит бюджета, не учитывающий дефицитов Нафтагаза, Пенсионного фонда, а также не возмещенного НДС. И это значит, что обещанная социалка во многом может остаться на бумаге. Вот вам и «затягивание поясов» трудящимся...
К тому же, увеличение бюджетного дефицита повлечет за собой скачок инфляции, то есть включение печатного станка, которое ждут примерно к сентябрю. Наконец, подавляющая часть бюджета, уходящая на социалку, аукнется в будущем. Лишь 8% бюджета, заложенные на программу развития. Другими словами, никаких серьезных реформ в Украине не предвидится. В таком случае, и этот кредит МВФ рано или поздно уйдет на погашение инфляции или дефицита и впоследствии ляжет на тощие кошельки украинцев, которым не суждено потолстеть через развитие экономики.
Реализуйся хоть половина этих угроз, Украине не избежать социального взрыва. Но, ведь, есть и другой путь.
Расследования коррупции, расхищения бюджета и кредитов МВФ, теневой приватизации, рыночных и финансовых афер, то есть деяний тех, кто «проедал» страну в последнюю пятилетку. В Украине есть свой «жирный» ресурс – мошна олигархов и корпораций, депутатов и чиновников, что работали при прошлом правительстве. Если предыдущий кредит и экономика в целом были разграблены оранжевым режимом, как об этом в бытность оппозицией трубили регионалы, значит, у кого-то эти миллиарды осели. Если компетентные органы докажут преступность таких капиталов, никакие вопли о политических репрессиях коррупционеров не спасут. А если учесть тотальность украинской коррупции, достаточно ввести, к примеру, троекратные штрафы за каждый доказанный факт, и никакого кредита не понадобится. Да и с электоральной точки зрения, замечательный пиар-ход. Простому работяге решение видится просто: пришли к власти одни олигархи – раздели до трусов других, и наоборот. Экономически примитивно, зато педагогично и отдает социальной справедливостью.
Но есть одна загвоздка. Политическая «текучка» ежедневно сужает круг коррупционеров, являющихся чужими для Партии Регионов. Сначала в коалицию под нового Президента подались наиболее дальновидные нардепы из БЮТ и НУНС. Естественно, все из идейных соображений. Брошенные товарищи презрительно называли их «тушками», но лишь до тех пор, пока Конституционный суд не признал легитимность такого дезертирства. После чего товарищи вновь воссоединились, на той стороне. Из парламента процесс миграции уже перекинулся на облсоветы, а закончится в городских и районных. Параллельно под крыло чиновников нового режима откочевывают разнокалиберные бизнесмены. Все идет к тому, что в оппозиции останутся чисто идейные кликуши, с которых и взять-то нечего. С одной стороны, эта миграция показывает сплоченность политической и хозяйственной элит оранжевого проекта и то, куда он мог нас завести. С другой, - заставляет украинцев крепко задуматься над характером политической системы в целом.
Без сомнений, подавляющая часть парламентских перебежчиков является тривиальными кнопкодавами, пришедшими в Раду решать проблемы своего бизнеса, то есть хозяевами и представителями корпораций, купившими места в закрытых списках. Принимая их в новую коалицию, регионалы, конечно, облегчают себе продвижение необходимых законов. Но одновременно и берут на себя ответственность за прошлые голосования кнопкодавов, за развал их руками экономики, в том числе, разграбление бюджета и кредитов. Ведь к власти за иммунитетом первыми бегут именно те, кто опасается преследований. Аналогичные схемы придворных отношений уже стали складываться на уровне регионов, районов, городов.
И хотя спичрайтеры регионалов твердят о расследовании беспредела предшественников, всем памятно, как это было у оранжевых. Так твердили, так клеймили… а потом вручали награды Президента главным обвиняемым в фальсификациях. Опять же, когда кнопкодавы обеспечивают своими голосами принятие необходимых регионалам законов, они одновременно обеспечивают себя лояльностью нового режима. А, значит, такой ресурс уменьшения/исключения кабальных кредитов, как возвращение награбленного, сознательно снимается с повестки дня. В чем тогда может состоять восстановление справедливости, попранной оранжевой властью? В имитации разбирательств, наказании десятка стрелочников?
В таком контексте, применительно к МВФ вырисовывается интересная олигархическая утопия. Конкурирующие правительства крупных магнатов будут устраивать друг другу амнистии разворованных капиталов, занятых от имени трудящихся и под возврат из их карманов. Набирать новые кредиты и снова их «проедать» под обязательства взаимности своих сменщиков. Олигархи и депутаты будут производить сезонные кочевки из лагеря в лагерь для сохранения нагулянного жира. А простые украинцы будут платить по кредитам и, в ожидании торжества справедливости, обсуждать последние пикировки политиков на Шустер Live, болеть за «своих» героев, тупо дурачащих их в дуэте с мнимыми противниками. Власть-оппозиция, как система сообщающихся сосудов с конечной общностью интересов и шоу имитаторов. Перед нами не смена режима, а замена декораций. Как долго такой системе придется ждать взрыва народной антиутопии?
В ответ на условия МВФ с начала мая Грецию охватила новая волна протестов, перерастающих в уличную войну. А 200 активистов греческого профсоюза «Всерабочий боевой фронт» захватили афинской Акрополь и вывесили огромный транспарант с призывом «Народы Европы, поднимайтесь!».
В плане объединения Украине до Европы далеко. Но экономически и политически мы очень близки к греческой ситуации. Регионалам не стоит шутить с этим фактом.