Ну вот, наконец мы и смогли посмотреть последнее творение американского кинорежиссера Джеймса Кэмерона – «Аватар». Один режиссер поместил пришельцев в Йоханехсбург, другой на Альфа-Центавра.
Официальный бюджет фильма без рекламной кампании по всему миру - $237 миллионов. Данный фильм представляет собой следующий шаг в области кинематографа, снимая последнюю грань между реальным и нереальным. Фильм стоит, прежде всего, смотреть в 3D кинотеатрах, для того чтобы ощутить всю степень иллюзии, построенной в течении нескольких лет в студии, которая была расположена на Новой Зеландии.
Чтобы обеспечить абсолютную реалистичность персонажей команда Кэмерона разработала новую систему основанного на анализе изображений захвата выражения лица при помощи устанавливаемой на голове камеры, точно фиксирующей малейшие оттенки выражения лиц актеров. Также использовалось и ряд других инноваций, к которым относится особая система многокамерной съемки фильма, когда режиссер еще до монтажа может видеть живых и компьютерных героев на экране одновременно.
Кэмерон, снявший «Титаник» и «Теринатора», последовательно продолжает и в этой ленте линию своего кино, соединяя в одном фильме ряд решений отработанных в кинематографе в целом. Это прежде всего технологичность, детализация основных сюжетных линий в рамках 3-4 жанров. Картина отсылает как к более ранним работам режиссера в плане стилистики, так и к общечеловеческим ценностям, которые Кэмерон опять же с привычной простотой смешивает в захватывающий сюжет. Фильм апеллирует к чувству уважения и доброты к себе и близким, природе, но прежде всего к умению слушать, слышать и понимать. Именно поэтому режиссер вкладывает в уста героев такую важную формулу как «я слышу тебя», что, по сути, является синонимом «я чувствую, я един с тобой». После просмотра фильма нет слов, чтобы комментировать сюжет и он способен затронуть душу, хотя кажется что перед нашими глазами мелькнуло то, что мы все знали раньше и о чем уже догадывались.
Совершенно фантастический мир, напоминающий заброшенный рай, всего лишь декорация для сюжета, где происходит столкновение двух образов жизни – гармонии и постоянного завоевания, веры в линейные изменения будущего, у которых есть начало (появление человека) и конец (смерть – будь то мир или человек). Но Нави, жители планеты Пандора живут другими мыслями. Это, прежде всего неизменная вечность, события, которые повторяются и проявляются в виде смены эпох и связи предков. Никто в этом мире не умирает – он перерождается, а вся планета – один огромный живой организм, который сбрасывает пришельцев, чтобы восстановить гармонию и прекратить разрушение, ценой жизней и судеб.
Мы построили то место, где хотели бы жить, но мы никогда туда не попадем – возможно, далекие наши потомки. И им придется строить рай заново, к тому времени на Земле не будет ни лесов, ни полей, не будет воздуха и воды, годной для питья. По сюжету фильма и через 200 лет человечество останется таким же, каким оно было в эпоху великих географических открытий – жестоким и бессмысленным. Но что-то ведь должно нас остановить?
Получается, что нас может остановить только чудо – жители другой планеты. Только они могут научить нас любить простые вещи, и научится прощать. И возможно научится любить. Хотя в целом сюжет фильма не открывает америк, но открывает новую эпоху технологий в кинематографе, эпоху цифрового кино высшего качества, когда реальные актеры постепенно начинают проигрывать.
Дополнительно хотелось бы сказать о избирательной любви Джеймса Кэмерона к деталям в кино – многие простые вещи по сюжету он просто игнорирует – к примеру полицейская машина с 5 разными номерами в Терминаторе или огромная планета на фоне которой происходят все действия на Пандоре – мир настолько фантастичен, что наверно законы физики на него не очень-то и действуют, и непонятно зачем делать бомбардировку на бреющем полете с помощью Шаттла, когда он и с орбиты не плохо может бомбы швырять – но в этом есть какая-то фирменная черта режиссера, как можно предположить. Для него важнее другие детали – безупречность картинки и безупречность отношений между героями. Но герои хоть и выглядят как живые, совершают они поступки все же как герои компьютерной игры. Впрочем для зрителя этого вполне достаточно.
А в целом фильм замечательный и стоит его разместить у себя в коллекции. А еще мне нравятся Нави и особенно полеты на драконах среди летающих островов.