«Вой на болотах» по поводу «слива» Украины так называемыми западными партнерами в виде согласия Штатов на «Северный поток-2» к большому удовольствию Германии вызывает недоумение, поскольку давно было понятно, что трубопровод этот будет достроен и введен в эксплуатацию. На какие-то варианты торможения «потока» можно было бы еще рассчитывать, если бы у руля в Белом доме остался Дональд Трамп. Но как только стало понятно, что Байдена хоть чучелом, хоть тушкой протянут и усадят в руководящее кресло Овального кабинета, также стало ясно: трубу не просто достроят, а сделают это в кратчайшие сроки, что, собственно, сейчас и происходит.
Геополитика трубы
Специально для патриотов и грантоедов, которые бурно радовались приходу к власти Байдена и демократов, отметим, что вслед за признанием «Северного потока- 2» Америка скоро начнет вас нагибать на тему «имплементации формулы Штайнмайера». Кстати, это отнюдь не «шутка юмора». В свое время, при Обаме, и Байден, и Вика Нуланд высказывались в том смысле, что Минские соглашения Украина выполнять должна, поскольку они прошли через Совбез ООН. Поэтому не сильно удивимся, если в ходе долгожданного визита Зеленского в Вашингтон — ежели таковой таки состоится когда-нибудь! — ему там прямо открытым текстом так и скажут, особенно после фокусов на тему «поворота Украины к Китаю».
Геополитический расклад здесь простой, как угол дома. Украина по-прежнему интересна Вашингтону как анти-Россия, как некий плацдарм, направленный против Москвы. Каким бы мерзавцем ни был Путин, заокеанские подонки ничуть его не лучше, ибо они тупо используют Украину в своих геополитических и империалистических целях. Фактически Украина, ее территория, ее граждане в наглую используются для империалистических разборок Москвы и Запада, собственно, даже не так Запада, как Америки. Впрочем, здесь все банально просто и непонятно либо «на всю голову патриотам», либо проплаченному элементу.
Но главным врагом для США сейчас является даже не Москва и Путин с их межконтинентальными, гиперзвуковыми и прочими ракетами и империалистическими устремлениями. Главный на данный момент противник США — это Китай, противник очень серьезный и бурно развивающийся буквально на глазах. Вашингтон всячески заинтересован в том, чтобы выступить против Поднебесной совместно с партнерами, а таковым партнером, в первую очередь, является Европа, и прежде всего Германия.
Это Трамп в присущей ему манере мог пригрозить выходом Штатов из НАТО (хорошо, что хоть не из Солнечной системы!), разрывом торгово-экономических отношений с ЕС и тотальным введением санкций против любого европейского предприятия, замеченного в сотрудничестве с «Северным потоком». Что касается санкций, то реально их убоялась разного рода «мелочь», вроде компании из «великой морской державы» Швейцарии, каковая была оператором судна-трубоукладчика. Крупные европейские компании, прежде всего немецкие, заняли выжидательную позицию, понимая, что поскольку в трубу вложены миллиарды долларов, причем не только российских, просто так остановить строительство — это трудно реализуемая задача даже для Вашингтона.
Байден подобные глупости себе позволить не может, поскольку слишком высоки ставки в противостоянии с Китаем, а провалы ему и демократам не простит консервативная и «трампо ориентированная» общественность Штатов. Думается, что если не Байден, то хотя бы особо одаренные персонажи, находящиеся у руля Демократической партии США, отдают себе отчет в том, что «победа» Байдена на выборах, равно как и вообще победа демократов, является, мягко говоря, не слишком убедительной и в случае оглушительного провала не получится свернуть все на «российско-китайских хакеров» и даже на «Петрова с Бошировым».
И если бы Вашингтону вдруг вздумалось по-настоящему вводить санкции против европейских корпораций, участвующих в «Северном потоке», то ничего хорошего из этого не получилось бы. Тот раскол, который наметился между США и Европой, прежде всего Германией, когда Трамп и Меркель не могли переносить совместное пребывание в одном помещении, углубился бы до непредсказуемых геополитических последствий. Недаром Макрон еще в конце 2019 года на встрече с французским дипломатическим корпусом заявлял, что Франции и вообще Европе пора определяться: оставаться и далее в фарватере американской политики, идти на сближение с Китаем с перспективой поглощения Европы китайскими интересами или же на сближение с Москвой с целью противостояния гегемонистским устремлениям Китая и Штатов. В Берлине тогда оглушительно промолчали, но это, похоже, был тот случай, когда молчание — знак согласия.
Словом, Байдену ничего не оставалось, как согласиться с существованием «Северного потока-2», обставив «для плезиру» сие свое согласие ритуальными декларациями на тему демократии, «свободного общества и ценностей», а также прочей лабуды, которой американцы прикрывают свои шкурно-империалистические устремления. Равно как Москва прикрывает такие же устремления вошедшими опять в моду патриархальными камланиями на тему «православия и самодержавия», но в несколько осовремененной редакции.
К тому же Трамп выступал за всемерный протекционизм в отношении американского производства и экспорта, в том числе американского газа в Европу с вытеснением российского топлива с европейского рынка. И в этом смысле позиция Трампа по отношению к «русской трубе» была куда более непримиримой, хотя думается, что и Трамп в конечном итоге не смог бы остановить ввод в эксплуатацию «Северного потока-2». Тем более не думается, что Трамп пошел бы на введение санкций против крупных европейских участников проекта и их многочисленных контрагентов, а это тысячи компаний и огромный пласт европейской экономики. Это означало бы широкомасштабную экономическую войну и развал мировой экономики с вполне вероятным проигрышем Штатов, поскольку на стороне Европы выступила бы не только Москва, но, вполне возможно, и Поднебесная.
Байдену в этом отношении намного проще, поскольку он и его политическая сила выступают за «все эти карбоновые дела», то есть за сокращение использования углеводородов, за развитие «зеленой» экономики вообще и энергетики в частности. Поэтому Байдену было намного проще согласиться с «трубой», в которую вложены миллиарды не только российских, но и, повторим, европейских денег. К тому же в этой «трубе» Европа очень заинтересована, а Германия шкурно заинтересована стать при помощи этой трубы мощным газовым хабом, получая с этого не только сугубо экономические, но политические дивиденды.
По всем вопросам Украины обращаться в Берлин и Вашингтон
Все это к тому, что отечественная пропаганда на тему о том, как Байден остановит «Северный поток-2», изначально была обманом и глупостью в химически чистом виде. Еще большей глупостью и цинизмом выглядят последние заявления отечественного «элитняка» о том, что "Украина продолжит борьбу с "Северным потоком"...
Думается, что «Северному потоку» в этом смысле ничего не угрожает от слова "совсем". Результатом этой титанической «борьбы» станет наличие в Украине некоей касты «реестровых борцов с трубой», которые будут получать огромную зарплату на уровне скандальных набсоветов, а также разъезжать по за границам, изображая указанную титаническую борьбу с трубой. Все это, естественно, будут оплачивать граждане-налогоплательщики в дополнение к инфернальным тарифам на коммуналку, огромным ценам на отечественное подсолнечное масло, превышающим цены на то же наше масло в Европе и так далее. Это Европа и Америка умеют устраивать свои дела так, чтобы за счет ограбления тем или иным способом граждан других стран улучшить положение своих граждан. Напротив, наши уродцы умеют грабить только своих, да, собственно, на чужую «поляну» их никто и не пустит.
Ведь после того, как Байден и Меркель «порешали» между собой вопросы по потоку, а Зеленского о своем решении уведомили через прессу, борьба с «трубой» равносильна попыткам «выключить» космическое излучение. Все эти истеричные метания нынешнего главы «Нафтогаза» Витренко по Америке на тему «остановить поток и получить какие-то там гарантии для Украины» есть порнография полнейшая. Вместо того, чтобы заниматься заграничными вояжами на тему «выключения Северного потока», следовало бы предметно заниматься вопросами выхода из сложившейся ситуации, использования оставшихся возможностей с учетом новой реальности, на которую Украина не влияет. Прежде всего это касается существенного увеличения добычи отечественного природного газа. Но вместо увеличения в последнее время имеет место, наоборот, существенное снижение даже тех объемов, которые добывались, и за это никто не понес ответственности.
Более того, в нарастающем противостоянии с Китаем Вашингтон согласен договариваться даже с Россией, и согласие с "Северным потоком-2" видится одним из важных шагов администрации Байдена в нормализации отношений с Кремлем. Правда, Москва в отношении Китая на попятную не идет и неизменно заявляет, что Китай был и остается важнейшим стратегическим партнером России. Но даже при такой позиции Кремля он может в некоторых вопросах, касающихся Америки и Китая, занять нейтральную позицию, что называется, «отморозиться», и даже это будет хорошим бонусом для Вашингтона в противостоянии с Поднебесной.
Ведь самым страшным сном для Америки может стать активное объединение ресурсов и возможностей Китая и России в противостоянии с Вашингтоном, да еще во влиянии на Европу России по поставкам энергоносителей и другого сырья, а Китая — по товарным потокам.
Но после согласия с «Северным потоком», как продолжение политики установления отношений с Москвой, могут последовать другие «торги» и шаги Вашингтона навстречу Кремлю. В том числе за счет Украины и вообще в украинском вопросе.
Собственно, один такой шаг Америкой и вообще Западом уже сделан, пусть и негласно. Это Крым. Если на словах Запад продолжает что-то говорить на тему непризнания суверенитета Москвы над Крымом, то в сфере «real politik» такое признание де-факто уже, похоже, имеет место.
Следующим шагом может стать Донбасс, точнее Минские соглашения, в том числе в форме так называемой формулы Штайнмайера. Тот факт, что Европа в лице Германии и Франции упорно настаивает на выполнении этих соглашений, широко известен. Более того, Европа в этом вопросе не особо оглядывается на мнение Вашингтона. Надо полагать, с молчаливого согласия самого Вашингтона, который, в свою очередь, периодически делает заявления в том духе, что Белый дом вроде как против Минских соглашений... А вроде как и не против, если судить по давнишним заявлениям Байдена и Нуланд, которые вроде как были за выполнение Минских соглашений.
Эта нарочитая неопределенность заставляет предполагать, что Минск и "Штайнмайер" вполне могут стать следующим предметом торгов между США и Москвой за то, чтобы Кремль занял более или менее выгодную для Белого дома позицию в отношении нарастающего соперничества Америки с Китаем.
Ну а чего хочет Путин в этом вопросе, хорошо известно. Повторим: это реализация Минска-2... И Байден в той или иной степени данные желания Кремля может удовлетворить в своих геополитических интересах, оказав соответствующее давление на украинскую верхушку, благо эта верхушка достаточно легко такому давлению поддается посредством кредитов, коррупционных и офшорных подробностей, и так далее. При полной и всецелой поддержке Европы, прежде всего в лице Германии и Франции...
Словом, советуем патриотам набраться сил, поскольку вполне возможно, что скоро придется во всю глотку орать «зрада!». При этом, кстати, следует вспомнить, что Минск-2 заключал и "Штайнмайера" одобрял даже не Зеленский, а «папередники».
Насколько велика вероятность того, что Украину таки заставят выполнять Минск?
Здесь мы подходим к вопросу, который является самой главной темой настоящего опуса. Это — международная субъектность Украины.
Точнее, утрата Украиной этой субъектности.
Так сказать, десубъектизация Украины до состояния деградировавшего хутора в центре Европы, который грабят все, кому не лень, и о который вытирают ноги все, кто не попадя.
В этом смысле очень характерным и показательным является как раз соглашение США и Германии по вопросу «Северного потока». В этом соглашении все «крутится» вокруг Украины, ее интересов и газотранспортной системы, но сама Украина не то что не является стороной соглашения, но даже не участвовала в обсуждении, собственно, ее никто к такому участию не приглашал.
Вопрос прежде всего в принципе, а не в отступных, хотя отступные выглядят издевательскими.
Украине обещают 1 млрд долларов на некую зеленую энергетику, чтобы типа поменьше было потребление газа. И это в то время, когда спотовые цены на газ в Европе в разгар июльской жары вплотную приблизились к 500 долларам за 1 тысячу кубов, чего не было с 2009 года, когда Юлия Тимошенко заключала свой скандально знаменитый газовый контракт.
Что касается денег для Украины в качестве компенсации за утрату транзита (а это, напомним, около 3 млрд долларов в год!), то они будут выделены в виде некоего «Зеленого фонда Украины» в размере, повторим, не менее 1 млрд долларов силами США и Германии, хотя есть версия, что в США считают это заботой исключительно Берлина. Причем изначально Берлин выделит 175 млн долларов, плюс еще 70 млн долларов на некоего спецпосланника по реформам энергетики Украины. А дальше, как говорится, видно будет. Очевидно, как всегда, дальнейшее финансирование увяжут с какими-нибудь «домашними заданиями», например, с повышением тарифов на коммуналку еще в несколько раз... В целом, особенно с учетом появления «спецпосланника по энергореформам», речь, похоже, идет об очередной форме «грантоедского распила бабла» плюс навязывание супердорогой «зеленой энергии» для набивания конкретных карманов. Проще говоря, еще одна схема для обогащения «нужных людей», именуемых в народе «нужниками».
Напомним, что в свое время, когда поднимался вопрос о трехстороннем газотранспортном консорциуме "Украина-Россия-Европа (Германия)", стоимость украинской газотранспортной системы оценивали в 120 млрд долларов. Как говорится, комментарии излишни...
В обсуждаемом смысле интересен перенос даты долгожданного визита Зеленского в Вашингтон на 30 августа. В это время «Северный поток-2», скорее всего, уже окончательно достроят, а конгрессмены-республиканцы, выступающие против трубы, будут находиться на вакациях. Иными словами, Байден сможет вполне обоснованно заявить Зеленскому, что «поздно, Рита, пить боржоми», предложив следовать в русле того плана относительно Украины, который он и Меркель разработали без Украины в своих целях, а заодно — в явной или не совсем явной форме отказаться от жалких остатков субъектности, например, от скандального «китайского разворота».
Кроме указанных выше обещаний, Германия, по соглашению с США, берет на себя обязательство провести с Москвой переговоры о продлении до 2034 года контракта на прокачку газа по украинской ГТС, каковой действует до 2024 года. Об объемах и, следовательно, суммах речь не идет, как и об обязательности того, что Берлин с Москвой о чем-нибудь договорится вообще, тем более в интересах Украины.
Но здесь главное то, что Берлин будет договариваться с Москвой якобы в интересах Украины, но без самой Украины...
Это тот апофеоз десубъектизации задрипанного хутора в центре Европы, к которому все 30 лет вела Украину находившаяся у власти политиканствующая, бизнесующая и националистическая шпана!