На момент оккупации Крыма артиллерия ВСУ находилась в крайне унылом состоянии. Вся крупнокалиберная артиллерия калибра 152 мм была сосредоточена в двух артиллерийских бригадах: ствольная – в 55-й в Запорожье, самоходная — 26-й в Бердичеве. Весной 2014 года «запорожская» бригада фактически смогла выставить только одну батарею из шести 152-мм 2А65 «Мста-Б». О боевом пути этой батареи наш рассказ.
55-я отдельная артиллерийская бригада была сформирована в 2005 году в так называемых «Уральских казармах» на базе управления 2-й тактической группы артиллерии и 20-го артиллерийского полка.
Первые дни войны, весна 2014 г.
На конец 2013 года в бригаде служило 184 военнослужащих-контрактников и около сотни «срочников», которые переслуживали все установленные сроки (а напомним, что в 2013 году срочную службу в ВСУ отменили совсем). По штатам это было три дивизиона 2А65 и противотанковый дивизион на 100-мм МТ-12 «Рапира».
Первая сводная гаубичная батарея была сформирована в марте 2014 года и отправлена на Чонгар для усиления нашей группировки, которая была направлена для прикрытия административной границы с оккупированным Крымом.
Параллельно формировалась вторая батарея, командовать которой поставили майора Андрея Денисова (выпускник 2002 года Сумского военного института, в бригаде – с 2006 года). Подразделение из шести орудий и 69 человек личного состава 29 мая отправилось под Славянск – в распоряжение командования группировкой АТО.
Уже с 3 июня батарея поддерживала штурм города, а затем была задействована в операции «Меловая флора» — освобождении
Красного Лимана, Ямполя и окрестностей.
Дальше были бои в районе Лисичанска – батарея тогда работала из района Попасной в направлении Первомайска.
Первая ротация продолжалась до 31 августа 2014 года, после чего батарея и ее бойцы отправились на заслуженный отдых в Запорожье.
Вторая ротация (а на тот момент артиллеристы находились в районе «дебальцевского выступа») продлилась с 7 октября по декабрь 2014 года.
Горячие дни под Славянском
Самой сложной для 1-й гаубичной батареи стала третья ротация, которая началась 4 января 2015 года. На тот момент основу артиллерийской группировки ВСУ на дебальцевском направлении составляла бригадная артиллерийская группа 128-й Мукачевской горно-пехотной бригады, усиленная миномётными подразделениями мотопехотных батальонов, артиллерии сектора и артиллерии прямого подчинения командования АТО.
При этом действовала следующая система взаимодействия: характер и координаты целей, а также последующие корректуры поступали от пехотных командиров первоначально в штаб батальона, оттуда в штаб сектора, где передавались в штаб артиллерии сектора. Который, в свою очередь, передавал их либо напрямую подчинённой сектору гаубичной батарее из 55-й артиллерийской бригады, либо в штаб артиллерии АТО, который спускал информацию на огневую позицию какой-то из своих батарей, соответственно, не минуя штабы бригад и дивизионов. Такая система была крайне громоздкой и, как показали события февраля 2015 года, крайне неэффективной.
С конца января 2015 года артиллеристы-«денисовцы» были активно привлечены для отражения постоянных атак противника на взводные опорные пункты по всему периметру обороны. При этом, как вспоминает сам командир батареи, «снабженцы» со склада в Балаклее в шутку или всерьез называли их «пулеметчиками» — в целом в те дни батарея отрабатывала по 600 (!) снарядов в сутки.
«Орудия приходилось разворачивать и на 180 градусов, и на 360. Бывало, с двух направлений работали. Координаты нам передавали непосредственно с взводных опорных пунктов, работали корректировщики. Передавали напрямую, передавали через высший штаб. Работали по таким целям, как, например, атакующие танки».
При этом интенсивность боев только возрастала – для взятия Дебальцево россияне бросили буквально все. С ухудшением общей ситуации не удалось избежать потерь и батарее.
«Привет от артиллеристов»
14 февраля в 23:40, буквально за 20 минут до объявленного перемирия, по позиции одного из оружий противник нанес удар РСЗО «Град». Прямым попаданием одиночного снаряда был убит командир орудия сержант Евгений Дужик (скончался на месте), а солдат Александр Говоруха — в госпитале Артемовска на следующий день.
«На следующее утро я построил личный состав, пытался что-то сказать. Но из строя один из солдат сказал: «Командир, мы все понимаем – это война. Мы готовы продолжать».
17 февраля командир батареи получил от руководителя сектора приказ о выходе из Дебальцево. Как вспоминал Андрей Денисов, было проведено совещание, на котором приняли решение уничтожить все шесть орудий.
«Единственное, что забрали, — это клины, а снаряды затолкали обратными сторонами с обеих сторон так, чтобы их невозможно было достать».
До Новогригорьевки 128-я и 55-я бригады дошли вместе, образовалась километровая колонна, над которой повисли беспилотники. Очень скоро противник накрыл их артиллерийским огнем.
Командир батареи Андрей Денисов
С восходом солнца колонна разделилась и уже по частям начала движение. Ехали на огромной скорости, несмотря на то, что дорог не было, двигаться пришлось по промерзшей каменистой земле. На одном из автомобилей, в котором перевозили все уцелевшее снаряжение, вышла из строя коробка передач, времени на ремонт не было — КамАЗ пришлось уничтожить выстрелом из САУ 2С1 «Гвоздика» 128-й бригады. По дороге подобрали около 60 человек из этой бригады.
Из всех оставшихся четырех машин в направление противника стреляло по 40-50 стволов, кто-то лежал и заряжал магазины, кто-то открывал огонь. В том бою были ранены два бойца 55-й бригады, их доставили в госпиталь: у одного солдата пуля насквозь прошла через грудную клетку и вышла через лопатку, у второго — прошла сквозь ногу и вышла в районе ягодицы, чуть не задев важную артерию.
Весной 2015 года батарея была сформирована заново и приняла активное участие в позиционной войне, но это уже совсем другая история.