Бывшие промышленные центры США — такие, как Янгстаун, Детройт, Кливленд и Балтимор — десятилетиями пытаются бороться с проблемой сокращения населения. Например, Янгстаун с 1960 года потерял около 100.000 жителей, тогда как население Детройта за последние 70 лет сократилось примерно на миллион.
Население по меньшей мере 80 американских городов с 50 000 жителей и выше постепенно сокращается.
Некоторые города прибегают к оптимизации городской площади или же попросту стараются улучшить жизнь тех, кто еще в них остался. Иногда под этим подразумеваются радикальные изменения, например отключение служб для малонаселенных районов и снос тысяч зданий.
Балтимор
По данным на 1950 год, в Балтиморе проживало более 900 тыс. человек, однако за последние 70 лет население сократилось более чем на треть. Порядка 16 000 домов и 18 000 городских участков оказались совершенно свободными.
Но с недавних пор город претерпевает ряд изменений, постепенно превращаясь в метрополию существенно меньшего размера. За последние 4 года ежегодно сносилось примерно по тысяче домов.
Янгстаун
Янгстаун некогда был сталелитейной столицей Америки, но в 1970-х годах лишь за несколько лет заводы закрылись и вся индустрия была свернута. Люди разъезжались, оставляя за собой свободную жилплощадь и высокий уровень преступности.
В 2005 году местные власти разработали план, согласно которому город должен был превратиться из крупного мегаполиса-призрака в оживленный город средних размеров. Авторы идеи проводили аналогию, сравнивая Янгстаун с ботинком 45-го размера, который надели на ногу 40-го размера.
Также план по перепланировке предусматривал, что появится больше открытого пространства, под которое освободят пустующие фабричные площади и жилые здания. Сейчас в Янгстауне намного больше парков, садов, ферм и пр.
Не обошлось и без критики, высказывалось мнение, что местные власти сосредоточивают усилия на более зажиточных районах, оставляя без внимания городских служб районы, где проживают люди с небольшими доходами.
Монови — город из 1 жителя
Элси Эйлер, будучи единственным жителем Монови, что в штате Небраска, выполняет функции мэра, казначея, клерка, секретаря, владельца таверны, библиотекаря и вышибалы на случай, если у барной стойки разгораются споры.
По данным переписи 2010 года (2010 U.S. Census), Монови остается единственным населенным пунктом в США, где официально проживает лишь один человек. 84-летняя Элси открывает таверну в 9 утра шесть дней в неделю (по понедельникам она отдыхает). Бургер стоит $3.50, хот-дог — $1.25; здесь «самое холодное пиво в городе», о чем сообщает вывеска на стене.
В этой таверне побывали люди из 47 штатов и 41 страны. Но чаще всего Элси Эйлер проводит время с постоянными посетителями из близлежащих городов, которые собираются, чтобы поиграть в карты, поделиться фотографиями детей и поговорить о родственниках.
Элси считает, что у такого образа жизни есть определенные преимущества. Во-первых, у нее нет соперников на ежегодных выборах мэра: она — единственный кандидат и избиратель. В довесок к управлению таверной, которую вместе с мужем приобрела в 70-х годах, она также несет ответственность за работу библиотеки с 5 тысячами книг, которые некогда были в личной коллекции.
Многие небольшие города со временем стираются с карты Америки, но Элси все же хочет, чтобы Монови не был оторван от жизни страны. Она своевременно заполняет всю документацию. Как единственный налогоплательщик в городе, исправно платит $500, чтобы не прекращалось водоснабжение и подача электроэнергии на три фонаря. Ежегодно составляет муниципальный дорожный план, чтобы получать финансирование от штата. А когда оформляет заявки на табачную и алкогольную лицензию, сама же их и подписывает как городской секретарь и получает как владелец бара.
Конечно, так было не всегда. В 30-х годах прошлого столетия Монови с населением в 150 человек считался относительно загруженной железнодорожной станцией. Там находилось несколько коммерческих организаций, ферм, в числе прочего — магазины, рестораны и даже тюрьма.
Но постепенно условия для фермерских хозяйств стали ухудшаться, на смену ручному труду пришла автоматизация, люди разъехались в поисках лучшей жизни.
Но Элси и не думает об отъезде. «У меня нет ни малейшего желания перебраться жить куда-либо еще. Я счастлива там, где я сейчас. Конечно, всегда могу переехать поближе к детям, но так мне пришлось бы искать новых друзей».