Заявлена вакансия поэта…

В Николаеве почти одновременно ушли из жизни два известных украинских поэта...

«Сегодня 9 дней, как не стало Владимира Юрьевича, и я сижу и думаю о том, что уход Пучкова и Креминя — катастрофа для николаевской поэзии. Ушли не только глубокие и знаковые для города личности, каких больше не сыщешь. Нет больше поэтов, которые до последнего дня активно писали и издавались, вокруг которых вертелась литературная жизнь Николаева, которые задавали планку и были ориентиром и для авторов, и для читателей.

Если сегодня средневозрастная группа николаевских поэтов еще пытается соответствовать и пишет качественную поэзию, то с молодой порослью ситуация плачевна. Самомнение подменило талант. Вместо вечных сомнений и метаний, присущих творчеству, — железобетонная (даже усталая) уверенность в своей неотразимости и гениальности. И грустно за площадки, дающие слово псевдопоэтам. Кто понесёт ответственность за потчевание слушателей графоманией? А она — яд, между прочим...».

Этот поминальный текст от «средневозрастной» николаевской поэтессы взят из фейсбучной ленты автора статьи. Можно было выбрать другой — аналогичный, но именно здесь сублимирована эмоция всех соратников по цеху: «Горе обрушилось на наш город. Мы почти в одно время утратили двух талантливых людей. Для местной поэзии наступила катастрофа...» и т.д., и т.п.

Живые поэты — «средневозрастная группа» и «молодая поросль» — внезапно осиротели, публично погоревали и стали оглядываться по сторонам. Что они увидели? — Мир не перевернулся и все движется своим чередом: боевики на Донбассе не соблюдают перемирие, Зеленский на курорте тренирует депутатов, перегруженные фуры добивают наши дороги, а с востока город накрыл холодный циклон. — Никакого апокалипсиса не произошло, чтобы как-то резонировать общее горе.

Комментаторы из николаевского поэтического цеха привыкли вслух позиционировать себя поэтами. Меж тем, для настоящих мастеров, называть себя в третьем лице «поэтом» было самым натуральным эксгибиционизмом.

Когда Арсения Тарковского представляли в компании «талантливым поэтом», он поправлял: «пытаюсь мысли рифмовать»; в аналогичной ситуации актер Леонид Филатов — «создаю образы»; Иосиф Бродский — «я не пишу стихов — я в них живу». Для Хэмингуэя «писатель» было бранным словом. Если Николаю Гумилеву говорили, что его жена (Анна Ахматова) «гениальная поэтесса», он вскидывал брови — «все девушки пишут стихи».

Этот ряд можно продолжать долго. Покойный Дмитро Креминь мог еще в молодости на каком-нибудь комсомольском собрании ударить себя в грудь: «Я справжній український поет!» . Владимир Пучков обычно морщился и переводил разговор на другую тему. Они стеснялись не творчества, не своих конечных продуктов, а именно того смыслового наполнения, которое сами вкладывали в понятия «настоящий поэт» и «настоящая поэзия».

Настоящий поэт и настоящая поэзия

90% всех грамотных людей, хоть раз в жизни пробовали рифмовать слова и строчки. Некоторые в этих упражнениях продвигались очень далеко. В минуты «божественных озарений», по мнению критиков, они становились поэтами «второго эшелона».

Это не только в литературе, но и в музыке, живописи, кинематографе, театре и балете. Классификация всеобщая. Могут быть и сантехники «второго эшелона», и дворники, и агрономы. Однако в поэзии «второй эшелон» — не катит. Или первый, или никакой!

Тут простой пример: мы знаем много замечательных музыкантов-гитаристов, чье исполнение завораживает, но... игра заканчивается, чары спадают и виртуоз из «второго эшелона» планктоном оседает в нашей памяти среди себе подобных.

Кто избежал забвения у гитаристов? — Ну... тут можно навскидку: 1. Пако де Лусия — изменил потолок возможностей классической гитары. После него поднялась планка общего исполнительского мастерства. 2. То же самое сделал для электрогитары Джимми Хэндрикс — одновременно зажимал на грифе шесть ладов четырьмя пальцами. 3. Ричи Блэкмор — самая «быстрая» музыка в «Звезде автострады». 4. Эрик Клэптон, Джимми Пэйдж, Кирк Хэммет и Карлос Сантана — все из первой десятки рокеров и все изобретатели.

В поэзии есть свои виртуозные «исполнители» — Иосиф Бродский «выжал из слова» такую же необозримую Вселенную, как Пако де Лусия из гитары. В театральной драме горизонт поднял Том Стоппард, кинематограф тянется за компьютерной графикой Джеймса Кэмерона и т.д.

Спрашивается, зачем читателю знать этот список «изобретателей» в искусстве? И при чем здесь покойные Дмитро Креминь и Владимир Пучков? — Дело в том, что оба поэта не были новаторами, они реализовывали себя в традиционной гармонии содержания и формы.

Это очень трудно двигаться своим путем проторенными тропами. Здесь просится наглядность из живописи. Одни художники выбирают «избитый» реализм, вторые — инсталляцию мусорной кучи. И то, и другое — искусство, которое успешно продается в салонах.

Любимое развлечение тележурналистов ВВС — показывать толпу рафинированных эстетов в Третьяковке у «Черного квадрата» Казимира Малевича.

Здесь всегда много людей, которые умничают «о композиции», «энергетике мазка», «особом поглощающем цвете» и т.д. Затем подходит экскурсовод с организованной группой и объясняет, что эта картина совсем не живопись, а супрематический манифест торжества абсолютной формы над поверженным содержанием.

Владимир Пучков и Дмитро Креминь делали тяжелую работу в рамках нормальной силлабической (слоговой) ритмики. Возможно, они экспериментировали с формой в условиях творческой кухни, но все открытые поэтические продукты у них были традиционными.
Неповторимыми для каждого из них были ассоциативные ряды и смысловые конструкции текста — то, что делает поэзию искусством, а не рифмованным набором слов.

Вот из последнего сборника Владимира Пучкова «Год бычка».

Одного не хватает толчка,
чтоб отчалить на парусной тяге...
Это год не Быка, а бычка —
беспородной лиманской дворняги.
Где причал об одном фонаре,
он бичует, отвержен от стаи,
пряча тело в мохнатой норе
у ольвийской дорической сваи.
Шевелится течению в лад,
глупый раб постоянства и веры,
сторожит терракотовый клад
с утонувшей когда-то триеры.
Так, от мира укрывшись рукой,
утеплившись вином и ватином,
доходяга хранит за щекой
золотую монетку с дельфином.
Это год не Быка, а бычка —
самокрутки, похмельной заначки,
позабывшего ноты смычка,
потерявшей решенье задачки.
Чтобы слово, назло падежам,
заискрило от встречного слова, -
мы, дружок, разговор по душам
забычкуем до лучшего клева.

Иерархия ассоциативного ряда здесь сублимирует смысловое наполнение текста. Кажется, вот «оно», именно то «оно» — лучше не скажешь. Это и есть эстетическое восприятие поэзии читателем.

Такой труд изматывает поэта. В работу включается все одновременно — детский опыт и взрослый цинизм, понятия о добре и зле, верности и предательстве, любви и ненависти. Смысловые пропорции готовящегося «поэтического коктейля» постоянно меняются уже независимо от самого поэта, когда, по словам Ивана Ильина, «перо оказывается в руках божественной длани и спасает людей благодатью».

Спасать людей благодатью

Смерть Дмитро Креминя и Владимира Пучкова невосполнимая утрата городской общины. Не потому, что они были известными литераторами «при медалях» и лауреатских премиях, а в силу цельности поэтической натуры. Сделаю акцент — именно на ПОЭТИЧЕСКОЙ НАТУРЕ, а не внутренней личностной организации покойных стихотворцев.

В бытовой повседневности эти два человека были сложными людьми, как говорят в Николаеве, со своими «прибамбасами» и «тараканами в голове». Однако сверхзадача творчества определяла их поступки.

Дело в том, что и Креминь, и Пучков волею судьбы попали в журналистику, что дало им возможность не только обращаться напрямую с читателями — помещать стихи на полосах газет, — но и опосредованно влиять на аудиторию.

Сколько жителей Украины читают поэзию, хотя бы раз в год? — Правильно! — Ничтожно мало. Поэтические сборники не ходовой товар в книжных магазинах и букинистических лавках. Зато газету читают все... или почти все. Поэты-редакторы оказывали мощное опосредованное влияние на город, которое никем до сих пор не осознанно.

Лет семь назад, еще до войны, к автору этих строк пришли в гости два молодых ресторатора и рассказали свою печальную историю. Оказывается, у николаевских ментов появилась очередная забава. Они находили малолетнюю наркоманку с «лицом тридцатилетней барышни», давали ей денег и отправляли в бар за рюмкой водки. Когда ей благополучно наливали, перед стойкой возникали два опера и требовали у девочки паспорт. Затем протокол с астрономическим штрафом «на первый раз» и... приватное предложение хозяину заведения решить проблему на меньшую сумму полюбовно.

Звоню Пучкову, объясняю ситуацию и говорю, что люди готовы подтвердить свои слова письменно.
— Вот скажи мне, Сережа, — раздраженный голос в трубке, — ты не устал от всей этой гадости?
— Устал, но надо что-то делать...
— Ты, вообще, читаешь новости?
— Читаю...
— Везде убивают, насилуют и грабят. У меня в номере ни строчки позитива, а ты мне еще этих ментов суешь. Бери своих клиентов и веди в любое интернет-издание, там тебе спасибо скажут...

Поэт-редактор отказал мне не из-за того, что не хотел ссориться с УВД, просто еще одна капля негатива разрушала общее равновесие городского соматического пространства, что не сопрягалось с его поэтической натурой. Бывали ситуации до-наоборот, когда Пучков «при слове „культура“ хватался за парабеллум».

Такое волевое насаждение своей гармонии капля за каплей, незаметно меняло мировоззрение горожан, заставляло жить в условиях нравственного восприятия среды двумя поэтами. Они, возможно, даже не подозревая, управляли рефлексией своих читателей.

Тысячи газетных материалов от Пучкова и Креминя, сотни их презентаций, встреч с читателями, лекции студентам, фестивали и творческие конкурсы усиливали этическое «давление» на николаевцев. Менялось понимание «добра», «справедливости» и «красоты».

Сегодня еще не написана монография по истории муниципальной экономики за последние 30 лет, однако без всяких историков видны наши руины.

Обанкрочены все предприятия местной промышленности, градообразующие верфи погибли и не подлежат реанимации в прежнем виде.

Николаев утратил все рабочие места и на месте оживленного полуострова должна по определению быть пустыня, как в американском Детройте. Тем не менее, бывшая столица корабельного края до сих пор жива и сохранила почти полумиллионную численность населения.

Да, — город стал «кладбищем супермаркетов», да, — здесь каждый «второй» торгует на базаре каждому «первому» китайские тряпки, но... люди здесь живут и пока не собираются покидать насиженное место. Почему?

Есть целый ряд причин такой «фатальной живучести». Одна из них — тяжелая работа николаевских поэтов. Именно их творчество до сих пор цементирует внутреннюю прочность сегодняшних жителей и веру в надежное завтра.

Владимир Пучков и Дмитро Креминь никогда открыто не конфликтовали с местными политиками — губернаторами, мэрами и депутатами, но... всегда и твердо отстаивали свое нравственное пространство.

Двое поэтов опережали время. Незадолго до того, как Петр Порошенко стал вбивать клинья и создавать тектонические разломы в едином мире украинской нации, они собрались и издали поэтический сборник «Два берега». Украиноязычный Креминь перевел стихотворения Пучкова на рiдну мову, а последний сделал поэтический перевод своего товарища на русский язык. Затем друзья «напрягли» квалифицированных литераторов, и в одном переплете поместили английский вариант совместного сборника. Это был поступок на опережение. Здесь дело даже не в поэтическом продукте, а в гражданском вызове. Еще не было никаких политических игр с Томосом, новой украинской орфографии и Института национальной памяти, но... опасность культурологического нацизма уже витала в воздухе. Конечно, слабый голос двух провинциальных поэтов не смог воспрепятствовать общему мейстриму государственной политики на раскол народа. Аннексия Крыма и война на Востоке тяжело переживались стихотворцами. Их гармоничный мир рушился, и они ушли вместе с ним.

 

***

Естественная убыль поэтов образовала творческую и нравственную лакуну в общинном сознании. Кто займет вакантные места? — Неизвестно. — Скорее всего, никто. В качественном плане потеря для всех невосполнима. Борис Пастернак очень точно определил эту «невосполнимость»:

«Оставлена вакансия поэта:
Она опасна, если не пуста».

 

Справка


Дмитрий Дмитриевич Креминь родился 21 августа 1953 года в селе Сухая (ныне Иршавский район, Закарпатская область).

В 1975 году окончил филологический факультет Ужгородского госуниверситета.

После переезда в Николаев занимал должность преподавателя кафедры украинской литературы в Николаевском пединституте имени В. Г. Белинского (1979–1981), руководил областной литературной студией «Родники», работал завотделом крупнейшей в области молодежной газеты «Ленінське плем’я» (1981–1990). С 1991 года работал завотделом культуры и духовности, заместителем главного редактора газеты областного совета «Рідне Прибужжя» (до 2008 года).

Член Национального союза писателей Украины (1979), Ассоциации украинских писателей (1997), Ассоциации эстрадных деятелей Украины (1999). С 2010 года — председатель Николаевской областной организации Национального союза писателей Украины, главный редактор журнала «Соборная улица».

Награды и премии
— Государственная премия Украины имени Тараса Шевченко (1999) — за сборник стихов «Пектораль»
— Республиканская литературная премия имени В. Г. Чумака (1987)
— культурологическая премия имени Николая Аркаса (1994)
— литературная премия имени В. Е. Свидзинского (2011)
— Всеукраинская литературная премия имени Зореслава (2013)
— Всеукраинская литературная премия имени В. Н. Сосюры (2013)
— литературная премия имени Леонида Вышеславского (2013)
— Международной литературной премии имени Ивана Кошелевца (2014)
—"Горожанин года" в номинации «Искусство» (Николаев, 1999)
— «Человек года Николаевщины» (2008, 2016)
— Почётная грамота Верховной Рады Украины (2010)
— Заслуженный деятель искусств Украины (2016)

Владимир Юрьевич Пучков родился 15 марта 1950 года в городе Славянске Донецкой области. В 1966 году окончил окончил с отличием среднюю школу № 2 в Варваровке. Окончил филологический факультет Николаевского государственного педагогического института с отличием. Преподавал в школе, работал в комсомоле. С 1976 года — член Союза журналистов Украины. С 1987 года — член Союза писателей Украины. Работал в редакции Николаевской областной молодежной газеты «Ленинское племя», был заведующим отделом культуры областной газеты «Южная правда». С 1994 года и до последнего времени бессменный главный редактор городской газеты «Вечерний Николаев». Глава благотворительного фонда «Николаев — 2000». Первые стихи начал печатать в конце 1960-х годов. Первая книга стихов «Азбука музыки» вышла в 1984 году в киевском издательстве «Молодежь». Автор поэтических сборников «Парусный цех», «Видимо-невидимо», «Вечерний чай», «Штрафная роща», «На стыке моря и лимана».

Входил в состав авторского коллектива, создавшего Гимн Николаева в 2004 году. В 2005 году за книгу стихов «Штрафная роща» удостоен премии имени Николай Ушакова. В 2009 году за сборник стихов «На стыке моря и лимана» удостоен премии имени Леонида Вышеславского. Перевел на русский поэзии украинских поэтов Д. Павлычко, П. Осадчука, П. Мовчана, М. Лукива, Д. Кремень и другие. Признан «Королем поэтов» на Всеукраинском турнире русскоязычных поэтов Украины «Пушкинская осень в Одессе — 2009». Награжден золотой медалью американского Фонда «Андерсон Хаус» за лучшую поэтическую книгу года (2009).

Тэги: Николаев, культура, поэзия, Владимир Пучков

Комментарии

Выбор редакции
Топ игровых проектов для заработка криптовалюты: Blum, TapSwap, Major и другие
Топ игровых проектов для заработка криптовалюты: Blum, TapSwap, Major и другие
Топ игровых проектов для заработка криптовалюты: Blum, TapSwap, Major и другие
Топ игровых проектов для заработка криптовалюты: Blum, TapSwap, Major и другие
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
Лили Филлипс переспала со 101 мужчиной за 24 часа
Лили Филлипс переспала со 101 мужчиной за 24 часа
Лили Филлипс переспала со 101 мужчиной за 24 часа
Лили Филлипс переспала со 101 мужчиной за 24 часа
28 лет спустя (2005): трейлер и дата выхода продолжения культового хоррора
28 лет спустя (2005): трейлер и дата выхода продолжения культового хоррора
В Донецке прямо в автомобиле взорвали начальника Еленовской колонии
В Донецке прямо в автомобиле взорвали начальника Еленовской колонии
Настоящим гарантом нашей безопасности являются Вооруженные силы Украины, — Зеленский
Настоящим гарантом нашей безопасности являются Вооруженные силы Украины, — Зеленский
Байден уснул на встрече с африканцами
Байден уснул на встрече с африканцами
Ученые подключили мозг крысы к искусственному интеллекту
Ученые подключили мозг крысы к искусственному интеллекту
Белоснежка (2025): трейлер и дата выхода нового фильма
Белоснежка (2025): трейлер и дата выхода нового фильма
Украина расширила санкции против России
Украина расширила санкции против России
Зеленский планирует поговорить с Шольцем
Зеленский планирует поговорить с Шольцем
Зеленский обратился к украинцам по поводу угроз РФ
Зеленский обратился к украинцам по поводу угроз РФ
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?