До 2014 года бронетранспортер БТР-3 представлялся исключительно удачным экспортным проектом. За границу были поставлены сотни бронетранспортеров, которые получили прекрасные отзывы. Однако на вооружении в Украине этот образец не состоял. Все изменилось весной 2014 года, когда после аннексии Крыма и прямого вмешательства российских наемников во главе со Стрелковым (Гиркиным) началась антитеррористическая операция в Донецкой и Луганской областях.
Тогда большая часть зарубежных контрактов, которые выполняли наши оборонные предприятия, была приостановлена. В частности, готовые БТР-3 разных модификаций тайского заказа в срочном порядке передали Национальной гвардии Украины.
БТР-3 одной из первых партий — в войсках, 2016 г.
Уже летом 2014 года началась модернизация имеющихся образцов под потребности силовых структур Украины, и прежде всего — НГУ, так как ВСУ на тот момент обходились восстановленными БТР-80 и БТР-70. К декабрю «на свет» появились самоходные минометы: БТР-ЗМ1-1 (на котором вместо западного 81-мм М29 установили 82-мм БМ-37) и БТР-ЗМ2-1 (вместо западного М132 устанавливали советский 120-мм 2Б11 «Поднос»). Опытные образцы были выкуплены МВД и поставлены на вооружение полка НГУ «Азов». Однако от дальнейших закупок по разным причинам отказались.
Параллельно для получения государственного заказа шли работы по замене российских комплектующих на модификации машины БТР-ЗЕ1. В итоге был изменен состав боевого расчета в пользу варианта «3 члена экипажа и 6 человек десанта», установлены отечественный двигатель УТД-20 и механическая коробка передач. Новый вариант, который получил название БТР-ЗЕ1У, прошел заводские испытания в конце 2014 года.
Однако основными для ВСУ стали два других варианта, разработка которых началась в июне 2015 года: БТР-3ДА и БТР-3ДА/70. Причем последний был эрзацем для военных условий. Дело в том, что БТР-3ДА/70 предлагалось изготавливать с использованием корпуса серийного бронетранспортера БТР-70, которых было достаточно много на складах хранения.
Общим для этих машин была установка двигателя Deutz BF6М1015С с трансмиссией Allison MD 3200SP вместо двигателя MTU 6R106TD21, в очередной раз был изменен боевой расчет (3 члена экипажа и 10 человек десанта). С учетом опыта боевых действий на Донбассе была также предусмотрена установка дополнительной защиты в виде решетчатых экранов заводского производства.
БТР-3 Нацгвардии Украины. Хорошо видно крепление противокумулятивной решетки
В итоге БТР-3ДА в обоих вариантах приказом ГШ ВСУ № 450 от 18 ноября 2015 года был принят на вооружении в интерпретации «допущен к эксплуатации в ВСУ на особый период». Началось серийное производство для нужд ВСУ. В последующем были разработаны две специальные машины на их базе — командирский БТР-ЗК и командно-штабная машина БТР-ЗКШ. Что касается последней, то она оборудована четырьмя радиостанциями и отдельным энергоагрегатом, который позволяет управлять системой огня без запуска основного двигателя.
Относительно количества закупленных в 2016-2018 годах машин разными силовыми ведомствами информация довольно туманная, что, впрочем, неудивительно для воюющей страны.
Итак, можно достаточно точно утверждать, что по состоянию на август 2015 года на вооружении НГУ было 50 БТР-3, однако точной раскладки по модификациям нет. Известно, что были как бывшие «тайские» БТР-ЗЕ1 и БТР-3К, так и по крайней мере по одному самоходному миномету БТР-ЗМ1-1 и БТР-ЗМ2-1.
С 2016 года начались закупки этих машин армией: было заказано (и, по всей видимости, получено) 40 машин БТР-3ДА, в том числе командных и командно-штабных. В 2016 году продолжились закупки и Национальной гвардией Украины, которая получила 10 новых машин, в том числе и БТР-3Е1Д (6 единиц).
В 2017 году о закупках Нацгвардией ничего не известно, однако армия получила как минимум 50 БТР-3ДА. Таким образом, без учета поставок 2018 года (есть предположение, что некоторая часть машин будет передана до конца текущего года) можно говорить, что на вооружении ВСУ ныне состоит как минимум 90 БТР-3 разных модификаций.
БТР-3 в полевых условиях
Интересно отметить, что в 2016 году один БТР-3 получило Национальное антикоррупционное бюро Украины. При этом нельзя не сказать, что вряд ли армейский бронетранспортер так уж нужен сугубо городскому подразделению. С их функциями достаточно и броневика, которых выпущено уже немало. А бронетранспортер гораздо более востребован на фронте (особенно, если учесть, что те же морпехи вынуждены ездить на совсем уж древних БТР-60).
Производство корпусов для БТР-3, кроме Мариуполя, организовано также на «Лозовском кузнечно-механическом заводе» в Харьковской области и частично на ГП «Киевский бронетанковый завод». Корпус бронетранспортера сварной, из листов катаной броневой стали как отечественного, так и западного производства шириной от 4 до 30 мм и обеспечивает защиту от пуль калибра 12,7-мм.
В армии новые бронетранспортеры пошли на вооружение преимущественно десантно-штурмовых войск, прежде всего 95-й житомирской и 25-й днепропетровской бригад. В НГУ наиболее известным владельцем является полк «Азов».
Что касается боевых эпизодов, то их в боевой службе БТР-3 было немного. Первый — это взятие Тельманово 5 сентября 2014 года, когда был потерян один БТР-3К (об этом мы достаточно подробно писали не так давно в статье «Бои на Приазовье в 2014 году: Коминтерново и Тельманово») и февральские бои 2015 года за Широкино.
Тогда бойцы полка «Азов» бросили один БТР, который благополучно вывели из строя разведчики 79-й аэромобильной бригады. Что интересно: боевиков машина не заинтересовала (в отличиe, например, от того же трофейного БТР-4), и они, вдоволь пофотографировавшись возле него, просто заминировали и ушли.
БТР-3 Нацгвардии Украины
А через год военнослужащие разведподразделения Южного оперативного командования провели достаточно рискованную операцию, разминировав и вытянув остатки бронетранспортера на свою территорию.
Можно отметить также тот факт, что материально-техническое обслуживание машин в полевых условиях на данный момент не налажено надлежащим образом. Пока оно осуществляется силами выездных бригад Киевского бронетанкового завода и (крайне ограниченно) силами ремонтных подразделений, где их эксплуатируют. А если не удается устранить поломки на месте, машину отправляют на предприятие.
Вытащенный в феврале 2016 г. из Широкино БТР-3 Нацгвардии Украины
Фактически назрела острая необходимость более оперативного выполнения работ по ремонту машин в местах их эксплуатации. На данный момент существует проблема с дальнейшими закупками БТРов этого типа из-за несогласованности цен с Министерством обороны Украины, однако есть надежда, что вскоре армия получит машины по оборонному заказу 2018 года, а также что он будет включен в планы на следующий год.
В любом случае освоение серийного производства БТР-3 фактически «с нуля» является большим достижением украинской оборонной промышленности последних лет.