Внутри цыганских кланов существуют очень жесткие правила, нарушать которые нельзя. И если по отношению к «гаджо», то есть нецыганам, мораль хромает, то внутриклановых норм и разнообразных табу очень строго придерживаются.
Отчего-то принято считать, что цыганские девочки очень рано выходят замуж и далеко не всегда девственницами. Это не так. Во-первых, в Сети очень много информации о том, что цыганские девушки выходят замуж в 14-16 лет, но только после достижения половой зрелости. Вероятно, так было раньше. У современных цыган, во всяком случае оседлых и живущих в Украине, брак до восемнадцати вообще не поощряется. Кстати, на сегодня в соседней России насчитывается около 1% кочевых цыган. У нас же, в Украине, и того меньше. И если мы встречаем на улицах цыганских попрошаек, то, как правило, это «гастролеры».
Я как-то наблюдала ситуацию, когда Елена очень грубо и нецензурно ругала старшую четырнадцатилетнюю дочь за проявленный интерес к парню. Да и сама Снежана не раз говорила, что «гулять» с парнем до шестнадцати ей мама не позволит. У цыган нет понятия «встречаться», как у нас.
Парень с девушкой может только «гулять», исключая возможный интим. Мать всегда следит за тем, с кем общаются ее дети, особенно девочки. И до свадьбы любые половые отношения строго запрещены. Более того, у цыган по сей день жив обряд показывания простыни после первой брачной ночи молодоженов, и пожилые родичи проверяют каким-то своим способом пятна крови на достоверность. Кровь должна быть «правильной», а не от сделанного пореза. А воспитывают цыганских детей очень строго. Я лично была свидетелем, когда средняя дочь получила от матери по спине хворостиной. То есть наказание детей через побои у цыган норма.
Существует у цыган понятие «скверны», и связано это с нижней частью женского тела. Считается, что ниже пояса женщина «грязна». Особенно, если она не цыганка. Например, при мужчине запрещено упоминать о личной гигиене (и тем более совершать какие-то действия в этом плане). Контакт с «грязной» женщиной может осквернить мужчину или вещь. В данном случае речь не идет о супружеских обязанностях. Те цыгане, которые живут в сельской местности (а они предпочитают жить в домах, а не квартирах) и не имеют удобств в доме, используют для гигиены разные тазы — отдельно для женщин, отдельно для мужчин. Именно поэтому цыганки обязаны носить юбки. И, как правило, длинные. Но для девочек, не достигших половой зрелости, делается исключение в виде штанов — она еще не считается девушкой. Цыганка никогда не наденет юбку через голову, что также связано со «скверной». На самом деле, современные цыганки умудряются «обманывать» это табу. Например, зимой в сильный мороз в штанах будет куда теплее и комфортнее. Так, цыганка может надеть джинсы, а поверх длинную юбку, чтоб штанов не было видно.
По правильному цыганскому крою юбка должна обматываться вокруг тела и завязываться на ленту или завязки. Но современные цыганки носят юбки любого кроя — главное, чтобы у замужней женщины она была ниже колен, ведь им запрещено оголять ноги и бедра. А вот общепринятое мнение о том, что цыганки носят несколько юбок, пришло из старины и подпитывается кинематографом. Чтобы юбка в танце не поднималась, женщины надевают поверх сразу несколько юбок. Причем в старину самая новая и красивая юбка была сверху, а старая и поношенная снизу.
К слову, оборки на цыганской юбке придуманы с практической целью, поскольку цыгане изначально были кочевым народом, что связано с частыми переездами с места на место. Женские юбки просто не выдерживали таких нагрузок, и их подолы рвались. И чтобы наряд выглядел опрятно, были придуманы оборки, которые быстро можно перешить. Да и жили кочевые цыгане весьма бедно — не было денег на покупку новых юбок и платьев, посему латали старую одежду за счет лоскутов материи. Сегодня же пышность цыганской юбки имеет только эстетическое значение.
Замужние цыганки обязаны заплетать или собирать волосы — с распущенными ходить нельзя. Если на улице увидят цыганку с распущенными волосами, да еще если она с детьми, мнение о ней будет самым низким. Увы, я нигде не нашла достоверной информации об этом обычае, да и сами цыгане не могут объяснить, поскольку малограмотны. У них на все один ответ: «Так делали наши предки». Но если провести аналогию со славянскими женщинами, то на Руси исстари было принято заплетать волосы в косы. Женские волосы считались мощным аккумулятором энергии. Распущенные волосы означали растрату энергии и мощный сексуальный призыв. Каждая женщина следила за уровнем своей энергетики, то есть внутренней наполненности, а потому распускала волосы только дома перед мужем и детьми. Цыганки тоже могут распустить волосы только перед своими домочадцами. В наше время многие славянки предпочитают короткие стрижки, не понимая, что тем самым ослабляют свою энергетику. А вот коротковолосых цыганок я лично еще не встречала ни разу. Вообще, остригание волос у цыганских женщин считается позором.
Есть у цыган свой неписаный закон и клятва. Закон — это свод правил, определяющий отношения внутри своего сообщества и вне его. Например, недопустимо, чтобы цыганский мужчина приставал к женщине, не только своей национальности, но и любой другой. Как-то у нас состоялся разговор с Еленой. Она сообщила, что в июне будет день рождения ее самой младшей дочери и я обязана присутствовать. «Не бойся, — сказала она, никто из наших мужиков не напьется и не начнет к тебе приставать. У нас так не принято». Напиваться для них стыдно, а домогаться чужой женщины не позволено.
А гулянья у цыган очень пышные с множеством родичей и богатыми подарками. Например, пять лет назад Елена и Николай праздновали крестины младшей дочери Риммы. Гуляли два дня. Им пришлось снимать для гостей базу отдыха в Чернигове. А приглашенных оказалось более пятидесяти человек. Затрачено на гулянье 10 тыс. гривен кредитных денег.
Вообще, надо бы отдельно сказать о цыганских детях, точнее об их бесцеремонности. Дело не в плохом воспитании. Цыгане ведь привыкли жить таборами, а сегодня просто большими семьями. А в таборе все общее. У них нет разделения некоторых вещей на «твои» и «мои». Поэтому их дети могут спокойно надеть чужую обувь, если та им понравилась. Также легко могут отдать свои вещи, включая одежду.
Но, как бы там ни было, цыганские дети и женщины очень работящие. Я ни разу не видела ни Лену, ни ее дочерей без дела. Пожалуй, этот момент хоть как-то компенсирует их остальные «грехи». Да и добытчик в семье — исключительно мужчина. Женщина, конечно, тоже старается зарабатывать, как может. Но поскольку семьи у них многодетные, то основная добыча женщины — «детские» деньги. Главой семьи также является мужчина, хотя жена — хорошая «шея», ведь без нее не принимается ни одно решение. И, кстати, если к мужчине кто-то пришел по делу, то женщина не только не участвует в разговоре, а может накрыть на стол и вообще покинуть помещение. Мужские дела — это мужские дела. То же самое относится и к детям, которые любят слушать взрослые разговоры.
Вообще, если цыгану что-то пришлось по вкусу, то гораздо проще распрощаться с этой вещью, чем пытаться ее сохранить. Все равно завладеет. Нет, не украдет. Просто человек по каким-то необъяснимым причинам сам отдаст. Цыганский гипноз? Однако им владеют только избранные, и передается он по наследству исключительно по женской линии. На самом деле цыгане — тонкие психологи от природы. Они всегда знают, как найти подход к людям, заморочить голову и добиться своего. Они — манипуляторы. А дальше дело техники. И поступают они так не только с «гаджо» — нецыганами, но и со своими соплеменниками, только в меньшей степени.
Справка. Дарина Сож — бывшая киевская журналистка, которая несколько лет назад переехала на постоянное место жительства в украинское село. Все статьи автора можно прочитать здесь.