В ночь на 14 апреля президент США Дональд Трамп отдал приказ нанести ракетные удары по Сирии. Целями для обстрела были выбраны предприятия по разработке и производству химоружия.
Практически сразу к ударам США присоединились Великобритания и Франция.
По подсчетам российских СМИ, в общей сложности вооруженные силы США, Великобритании и Франции выпустили по территории Сирии более 100 крылатых ракет и ракет класса «воздух-земля».
По словам Трампа, удар был осуществлен в ответ на применение «монстром» (президент Сирии Башар Асад) химоружия в Восточной Гуте.
Сенатор США Тим Кейн назвал удар по Сирии незаконным, поскольку на него не было получено разрешение Конгресса.
Посол России в Вашингтоне Анатолий Антонов заявил, что удары США, Британии и Франции не останутся без последствий. «Оскорбление президента России неприемлемо и недопустимо. США — обладатели самого крупного арсенала химического оружия — не имеют никакого морального права обвинять другие страны», — сказал дипломат.
В свою очередь, сирийская армия сбила 13 ракет в районе города Кисва, расположенного в 15 километрах к югу от Дамаска.
К чему приведет накал страстей в Сирии? Как может закончиться этот конфликт и, наконец, не является ли то, что мы сейчас видим, началом Третьей мировой? Об этом "Фраза" спросила у людей, которые давно не верят в случайности и совпадения и умеют просчитывать события на несколько ходов вперед.
Владимир Фесенко, политолог, глава Центра прикладных политических исследований «Пента»:
Это однозначно не Третья мировая. Это всего-навсего точечные удары. Такое было неоднократно во время холодной войны. Я хочу напомнить, что тогда советские и американские военные воевали между собой напрямую во многих странах, в том числе и во Вьетнаме. Все это уже было. Никакой Третьей мировой нет, хотя ситуация действительно напряженная.
Основная проблема в том, что есть два горячих парня, исповедующих ковбойский стиль — Трамп и Путин. В первую очередь, это, конечно, Путин, а Трамп — это своего рода американская копия Путина. В этом и заключается основная проблема сложившейся ситуации.
Анатолий Луценко, политолог, директор GMT Group:
Бомбардировка Сирии — это еще не начало Третьей мировой. К сожалению, в конце ХХ — начале XXI века подобные ситуации уже бывали, причем и в этом регионе тоже. Соответственно, сейчас никто глобально пожар не разжигает. С политической точки зрения, можно сказать, что в данном случае западная коалиция проявила солидарность. Опять-таки не стоит забывать, что до последнего момента Германия высказывала поддержку в вопросе бомбардировок, но не предпринимала никаких активных действий, причем делалось это для того, чтобы потом она смогла быть коммуникационной площадкой.
Виктор Небоженко, политолог, директор социологической службы «Украинский барометр»:
Ситуация в Сирии — это еще не начало Третьей мировой. Хотя нужно признать, что война все-таки идет. Безусловно, это гибридная война. Вашингтон, несмотря на бомбардировки, подтвердил, что он готов встретится с Путиным.
Тот факт, что Россия не нашла возможности остановить первый удар по коалиции, свидетельствует о том, что она не будет конфликтовать с Соединенными Штатами. У Запада есть такой рычаг давления, как чемпионат мира по футболу. До чемпионата мира по футболу Путин не позволит себе наступлений ни в Крыму, ни на Донбассе, ни в Сирии. Слишком большие деньги были вложены в то, чтобы этот чемпионат состоялся, и Запад это прекрасно понимает. Именно поэтому бомбардировки будут продолжаться, причем продолжаться до тех пор, пока это все не дойдет до дворца Асада. На востоке самый главный объект — это дворец президента. Не будет никакой Третьей мировой. России, конечно, нужно как-то отвечать, но это очень трудно, так как член НАТО — Турция не пропустит ракетные установки на территорию Сирии. Поэтому я думаю, что ничего нового не произойдет. Американцы немного побомбят и успокоятся, а Россия сделает вид, что ничего и не происходило. Но это не означает, что война приостановлена. Для Путина сейчас более приоритетен чемпионат по футболу.
Вадим Карасев, политолог, директор Института глобальных стратегий:
Безусловно, то, что мы наблюдаем в Сирии, — это еще не Третья мировая. Война без правил в рамках великого беспорядка идет уже давно. Это такая форма войны. Когда не работает международное право, когда существует перманентный тотальный кризис верификации того, что делают отдельные страны, и когда у каждой группировки и каждой страны свои доказательства, своя правда и свои химатаки, это может означать лишь то, что уже нет ни права, ни правил. А там, где нет права и правил, всегда есть война, просто она может принимать разные формы: горячие, с массовым насилием, с убийствами, с танковыми баталиями.
Сейчас все это принимает форму большого беспорядка. Дальше события будут развиваться в таком же вялотекущем точечном мультивалентном и мультиинструментальном противостоянии между ключевыми группами Запада, особенно теми, которые входят в Совбез ООН: США, Британией и Францией. Именно поэтому они были инициаторами ракетной атаки на Дамаск. С другой стороны, есть Россия, которая является членом Совета Безопасности. Также не стоит забывать об аккуратной ситуативной поддержке Китая. И до тех пор в таком вялотекущем маневренном мультиинструментальном и мультивалентном противостоянии — от информационного до военно-космического — ситуация будет оставаться неизменной.
***
Как долго будут бомбить Сирию и к каким последствиям это приведё, сейчас, пожалуй, не знает никто. Вопрос не в том, сколько будет бомбардировок и ракетных ударов, вопрос в том, сколько жизней заберет каждый такой удар.