Ближний Восток — это регион, печально известный своими кровавыми войнами и дурацкими компромиссами, порождающими новые кровавые войны. Такое положение вещей вызвано изначальной слабостью местных государств и тем, что все серьезные мировые игроки так или иначе заинтересованы в доступе к запасам ближневосточной нефти. Что вынуждает их делать подножки друг другу и оказывать услуги своим арабским «друзьям»-марионеткам.
Одним из таких компромиссов многие годы выступал статус Иерусалима. Так, 29 ноября 1947 года резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 181 предполагала, что Иерусалим, как город, являющийся святыней трех религий, должен быть взят под контроль международной общественностью после официального завершения британского мандата над Палестиной 15 мая 1948 года. Но ООН предполагает, а евреи с арабами располагают. В результате арабо-израильской войны 1947–1949 годов Иерусалим был разделен между Израилем (западная часть города) и Трансиорданией (восточная часть). Проблема состояла в том, что большая часть исторически значимых религиозных реликвий находится именно в восточной части Иерусалима, еще известной как Старый город. При этом требования ООН не осквернять иудейские святыни и гарантировать евреям доступ к сакральным местам просто игнорировались.
Ситуацию усугубил тот факт, что еще 5 декабря 1949 года премьер-министр Бен-Гурион провозгласил Иерусалим столицей Израиля, а уже 23 января следующего года кнессет (парламент) подтвердил его решение. Большинство европейских держав, вместе со США, не признали этот демарш.
Потому свои посольства в Западном Иерусалиме разместили лишь 24 государства.
Тем временем парламент Трансиордании принял закон об аннексии оккупированной территории Палестины, переименовав свое государство в Иорданию, подчеркнув таким образом свой контроль над обоими берегами реки Иордан.
Так ситуация замерла в положении неустойчивого равновесия до тех пор, пока в 1967 году не произошла Шестидневная война. По ее итогам Израиль значительно расширил свою территорию, в том числе захватив восточный Иерусалим. Хотя, конечно, это не было признано международным сообществом, продолжающим жить в своем выдуманном мире, где между арабами и евреями возможно примирение.
Политико-юридическое безумие вышло на новый уровень, когда шестая Конференция руководителей неприсоединившихся стран в своем решении от 22 июля 1980 года постановила, что «город Иерусалим является неотъемлемой частью оккупированной Палестины. Он должен быть полностью покинут Израилем и безоговорочно передан под арабский суверенитет». В ответ на это кнессет принял «Основной закон: Иерусалим, столица Израиля» от 30 июля 1980 года, подтвердивший столичный статус Иерусалима. Приставка «Основной закон» говорит о том, что это не рядовой нормативно-правовой акт, а закон, имеющий конституционный статус.
В ответ на это Совет Безопасности ООН в своей резолюции № 478 от 20 августа 1980 года заявил, что этот закон является нарушением международного права, следовательно, не действителен и должен быть немедленно аннулирован. Израильтяне проигнорировали столь агрессивный выпад и «глубокую озабоченность» мирового сообщества, но 22 посольства из 24, находящихся в Иерусалиме, перенесли свои резиденции в Тель-Авив. Тем самым подтвердив свое согласие с позицией ООН. Последними Иерусалим покинули посольства Коста-Рики (15 августа 2006 года) и Сальвадора (25 августа 2006 года).
И вновь ситуация замерла на долгие годы. Хотя в 1995 году Конгресс США признал Иерусалим столицей Израиля, американские президенты, начиная с Билла Клинтона, сознательно отказывались подписывать этот взрывоопасный документ. Обоснованно опасаясь, что он может рассорить Вашингтон с арабскими странами и вызвать новый виток насилия на Ближнем Востоке.
Ситуация радикально изменилась 7 декабря 2017 года, когда нынешний президент США Дональд Трамп подтвердил решение Конгресса более чем двадцатилетней давности, признав Иерусалим столицей еврейского государства. В своем обращении он сообщил, что это просто констатация реального факта и что перенос американского посольства в Иерусалим будет мощным посланием мира.
Многие посчитали, что заявление Трампа вызвано его глубокой неадекватностью и непониманием происходящих на Ближнем Востоке событий, но давайте предположим, что он сознает, что делает. В отличие от любителей «международной законности», арабо-еврейских «примирений» и прочих понятий, которые существуют лишь в головах глубоко оторванных от реальности людей.
Для этого нам следует понять, как все устроено на Ближнем Востоке. Начиная с 40-х годов прошлого века Израиль был костью в горле для всего мусульманского мира. Он был тем общим врагом, который не позволял исламским властителям устроить междоусобную резню. Он заставлял их сотрудничать и поддерживать друг друга, искать пути компромиссов и помнить про общие этнорелигиозные корни. Такое положение вещей позволило США контролировать регион, поочередно заигрывая с двумя «любимыми женами» в лице Израиля и Саудовской Аравии, которые, конечно, терпеть друг друга не могли, но тем самым уравновешивали друг друга.
Пожалуй, если бы Израиля не было, его бы стоило выдумать. Поскольку без него Ближний Восток рисковал либо навечно увязнуть в пучине войны всех против всех, либо породить мусульманскую сверхдержаву, стремящуюся к мировому господству.
Но ситуация радикально изменилась в 1979 году, когда в Иране произошла Исламская революция. Тогда победившие в ней исламисты шиитского толка взяли курс на экспорт революции в сопредельные суннитские государства. Так мусульмане разных конфессий начали убивать друг друга, поскольку еретик намного хуже иноверца. А регион получил новую линию конфронтации, разделившую мусульманский мир пополам.
Первоначально трещина казалась неглубокой и почти символической, но в последние годы, на фоне низких цен на нефть, ситуация изменилась. Ирано-саудовское противостояние вылилось в целый ряд прокси-войн, поочередно охвативших Сирию, Ирак, Йемен, Ливию... И очевидный факт состоит в том, что нефтяные монархии Персидского залива явно проигрывают в этом противостоянии, а звезда Ирана восходит все выше и выше.
Что, в принципе, вполне предсказуемо, поскольку Иран является достаточно культурным и высокоразвитым государством, в отличие от нефтяных монархов Персидского залива, которые, по сути, так и остались сборищем полуфеодальных князьков, чьим единственно полезным навыком является добыча нефти.
Так впервые за многие десятилетия на горизонте появилась угроза, которая своими масштабами легко затмевала дискомфорт, который приносил своим арабским соседям Израиль. В конечном итоге евреи, в силу религиозных причин, всегда будут оставаться в изоляции на региональном уровне, а любое территориальное расширение их государства будет чисто символическим, в силу малочисленности богоизбранного народа. Иранцы же, пусть неправильные, но все же мусульмане, а значит, способны подмять под себя весь Ближний Восток и провозгласить себя региональным гегемоном. А тесные связи Тегерана с Москвой и Пекином общеизвестны, хоть и не безоблачны.
Такое положение вещей не могло остаться без внимания в Вашингтоне. Потому, придя к власти, Трамп полуофициально благословил антииранский союз между Израилем и Саудовской Аравией. Это немедленно вылилось в смягчение антиеврейской риторики со стороны Эр-Рияда. Пошли даже слухи, что наследный принц Мухаммед бен Залман готов посетить Израиль с официальным визитом, что является беспрецедентным событием.
Поскольку последний раз Израиль посещал глава Египта в 70-е годы, и закончилось это тем, что большинство арабских государств разорвали дипломатические отношения с его страной.
В любом случае за последний год произошла радикальная перестановка фигур на ближневосточной шахматной доске. Сейчас Израилю пророчат роль ударного отряда антииранской коалиции, поскольку, как показали события в Йемене, арабские военные как не умели воевать, так и не научились. В экспертной среде уже даже обсуждаются перспективы вторжения ЦАХАЛ в Ливан и даже Сирию.
На фоне всего этого перенос американского посольства в Иерусалим — это ультимативное требование к Саудовской Аравии и ее союзникам признать тот факт, что они теперь находятся по одну сторону баррикад с Израилем. Либо саудиты могут изображать правоверный гнев, что испортит их отношения со США и заставит воевать с Израилем и Ираном одновременно. А учитывая положение вещей на фронтах ближневосточной холодной войны, это неминуемо приведет к краху Саудовской Аравии в самое ближайшее время.
И уже сейчас заметно, что наиболее агрессивно на новое положение вещей отреагировали именно шиитские страны и террористические организации, вроде "Хезболлы", которые находятся в сфере иранского влияния. Но это лишь даст Иерусалиму дополнительный повод начать военные действия против них.
На протяжении следующих нескольких недель мы сможем увидеть, как отреагируют на перенос американского посольства страны региона. И уже после этого можно будет сказать, насколько страны Ближнего Востока готовы отказаться от средневековой религиозной солидарности и начать новую эру, в основе которой будут лежать рациональные государственные интересы.