Саммит Восточного партнерства Евросоюза, проходивший 24 ноября в Брюсселе, оказался провальным для Украины и лично Порошенко. Ни о каких перспективах членства Украины в ЕС речь не идет, что, впрочем, и так давно понятно. Затея с «планом Маршалла для Украины» столь же ожидаемо провалилась.
К тому же сама программа «Восточное партнерство» и участие в нем Украины выглядят достаточно бессмысленной суетой...
Официальная версия этой программы обычно декларируется следующим образом. Восточное партнерство — это политическая инициатива ЕС, которая направлена на сближение с Европейским Союзом шести восточных соседей — Украины, Армении, Азербайджана, Белоруссии, Грузии и Молдавии. Она предусматривает значительное повышение уровня политического взаимодействия, широкую интеграцию бывших советских республик в экономику ЕС и увеличение объемов предоставляемой им финансовой помощи.
Важнейший момент заключается в том, что участие в программе Восточное партнерство ЕС не предполагает перспективы членства в Евросоюзе.
Но это не более чем политкорректная декларация.
В реальности же программа Восточное партнерство ЕС направлена на создание из указанных выше стран евросоюзовского пограничья некого буфера, отделяющего Евросоюз от России. Речь идет о своего рода «санитарном кордоне» между Европой и Россией. Кто из них хуже, сейчас вдаваться не будем. Обратим внимание на то, что Украине в числе названных стран отводится роль этакого отстойника, «серой зоны» или, если угодно, забора. Эта декларация важна только для Украины, Молдовы и Грузии, поскольку будет использоваться политиками внутри этих стран как инструмент пиара и пропаганды на тему о том, что «якобы вот-вот мы вступим в ЕС», хотя реально никакой ЕС «не светит». Армения и Белоруссия ориентированы на Москву, а Азербайджан — и вовсе на Турцию, и мифические европейские перспективы им «до фонаря».
Главное же состоит в том, что Европа и вообще коллективный Запад заинтересованы не только в существовании такого буфера, но и в том, чтобы сохранять в нем влияние, но при этом не нести ответственности за происходящее, а также не финансировать входящие в программу страны, за исключением, возможно, небольших подачек, да и то — на условиях, интересных Евросоюзу, что хорошо видно на примере вывоза украинского леса, о чем далее.
* * *
24 ноября 2017 года в Брюсселе прошёл пятый саммит Восточного партнерства. В нем принимали участие главы стран Евросоюза и главы шести государств--участников этой программы, включая Украину.
Обращает внимание тот факт, на саммит приглашали президента Белоруссии Александра Лукашенко, но он мероприятие проигнорировал. На сей счет ходят разные версии. По одной из них, Лукашенко был крайне недоволен унизительной ролью, которая отводится ему и его стране в затее с Восточным партнерством, и здесь он где-то прав. По другой версии, решение об игнорировании саммита Восточного партнерства за Лукашенко приняли в Москве, с которой у «бацьки» сейчас очередной приступ любви. Впрочем, эта любовь в очередной раз может скоро окончиться охлаждением отношений и даже экономико-дипломатической войной между Москвой и Минском, и Лукашенко снова начнет «дружить» с Западом.
Что же касается Украины, то для украинских властей результат саммита был никаким и даже отрицательным. В итоговой декларации ни слова не сказано о возможной европейской перспективе для Украины, очевидно, по причине отсутствия перспективы. И никакого «плана Маршалла» для Украины, как и следовало ожидать, не будет, поскольку следует сначала, как минимум, разобраться, куда деваются уже имеющиеся средства. Именно такие сигналы получил Киев.
Накануне саммита Порошенко даже угрожал, что не полетит в Брюссель, если в декларацию не внесут соответствующие положения. Едва ли следует напоминать, что декларация потому и является декларацией, что написанное в ней отнюдь не обязательно для выполнения. Особенно, если речь идет о декларациях Европы, которая только и может, что высказывать «глубокую озабоченность» и столь же «глубокое удовлетворение».
Постановки Порошенко в позу в Европе проигнорировали, и ехать на саммит ему все же пришлось. Ведь если Лукашенко при всей его одиозности может поехать в Европу, может — в Москву, а может ехать и туда, и туда, то Порошенко все более попадает в международную изоляцию, особенно после обострения отношений с соседними странами на почве историко-языковых вопросов. Поэтому любой «выход в люди» для Порошенко сейчас за счастье.
Чтобы как-то сохранить хорошую мину при плохой игре, Порошенко накануне саммита заявил, что Украине нужны новые «промежуточные цели» на пути к полноправному членству в ЕС. Очевидно, речь идет об очередной «морковке» для внутреннего пользования типа «безвиза», чтобы отвлекать внимание граждан от углубляющегося социального кризиса в стране.
Выступая на пленарной сессии саммита, Порошенко заявил, что Украина рассчитывает на присоединение к «четырём союзам»: энергетическому, таможенному, цифровому единому рынку и на ассоциацию с Шенгенской зоной. Отметим, что все это интересует, возможно, Порошенко, но не граждан Украины, за исключением разве только ассоциации с Шенгеном, которая облегчит многим возможность «свалить» из Украины, причем желательно навсегда.
Очевидно, что указанные идеи Порошенко имеют целью не евроинтеграцию, которая нам в обозримом будущем «не светит», что уже совершенно очевидно. Порошенко преследует явно электоральные цели, его задача — вторая каденция. Потому что без должности и соответствующего иммунитета перспективы Порошенко видятся не слишком радостными, не говоря уже о его окружении.
Поэтому упражнения Порошенко на тему евроинтеграции есть не что иное, как предвыборная технология, создание этакой привлекательной «морковки» вроде безвиза. Другое дело, что безвиз многим рядовым обывателям действительно интересен с точки зрения того, чтобы, повторим, получить возможность «свалить» из этой страны куда подальше. А вот участие Украины, например, в едином энергетическом рынке ЕС рядовому обывателю «до фонаря»!
К тому же лозунги Порошенко об участии Украины в указанных «рынках» Европы можно расценивать как отвлечение внимания от социально-экономического кризиса, резкого роста цен и тарифов, инфляции, безработицы, дальнейшего обнищания.
Но Порошенко упорствует в своем оптимизме. Он заявил, что во время саммита Восточного партнерства его участниками было отработано совместное дальнейшее видение перспектив Украины. Также он поведал, что вскоре Еврокомиссия объявит новую программу макрофинансовой помощи Украине на 2018-2019 годы.
При этом официальные заявления ЕК на сей счет пока услышать не удалось...
* * *
К тому же очевидно, что Европа все более устает от Украины и от Порошенко лично. Об этом свидетельствуют соответствующие заявления европейских чиновников.
Во-первых, еврокомиссар по вопросам расширения Хан однозначно заявил, что никакого «плана Маршалла для Украины» не будет. Более того, по мнению Хана, в Украине и так достаточно денег и нужно лишь понять, насколько эффективно они используются. Проще говоря, не разворовываются ли они. Трудно сказать, достаточно ли в Украине денег, но в чем следует согласиться с господином Ханом, так это в том, что нужно остановить разворовывание Украины.
Во-вторых, глава Еврокомиссии Юнкер подчеркнул, что никто не собирается менять ранее принятую формально под давлением Нидерландов декларацию, в которой четко указывается, что ассоциация с ЕС не дает Украине никаких перспектив членства в Евросоюзе. Как говорится, коротко и ясно!
«Там (в Европе. — Авт.) не видят реальных реформ и результатов борьбы с коррупцией.... С каждым разом мы слышим все более жесткие заявления от Европы», — полагает директор Украинской политконсалтинговой группы Дмитрий Разумков.
* * *
В целом же результат визита Порошенко на саммит Восточного партнерства оказался провальным, а итоговая резолюция саммита является «документом ни о чём».
«Этот документ... не является каким-то соглашением, не является какой-либо „дорожной картой“. По большому счёту, это такая декларация двусторонняя между Европейским Союзом и странами порубежья, буфером между ЕС и Россией», — подчеркивает директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
По имиджу Порошенко — и без того уже безнадежно испорченному — был нанесен сильнейший удар в связи с тем, что ему пришлось оправдываться в отношении Саакашвили, а также по поводу депортации членов грузинской команды из Украины.
В свете евроинтеграционной риторики ударил по имиджу Порошенко то факт, что Украина не получит обещанные 600 млн евро помощи от Евросоюза, хотя здесь больше репутационные потери, чем финансовые, из-за мизерности указанной суммы.
А главное, условия предоставления этой помощи являются не только унизительными, но и крайне разрушительными для Украины. Это свободный вывоз леса-кругляка, что ведет к экологической, экономической и социальной катастрофе. Тема резонансная и крайне негативно воспринимаемая в обществе. Таковы требования этой циничной и меркантильной Европы!..
Наконец, одним из условий предоставления указанной финансовой помощи ЕС является контроль Запада над отечественной элитой и ее активами. Речь идет о внешнем управлении отечественной элитой.
Комментарии излишни...