На прошлой неделе Верховная Рада Украины поддержала в повторном втором чтении проект закона № 1581-д «О жилищно-коммунальных услугах». Законопроектом устанавливается порядок заключения потребителями договоров на получение всего комплекса жилищно-коммунальных услуг — управления, водоснабжения, обращения с отходами, поставок газа и электричества.
Примечательно, что перед голосованием парламент рассмотрел несколько сотен поправок к закону, который находится в Раде с февраля 2015 года.
Кстати, если говорить о сути документа, то заместитель главы правительства — министр регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадий Зубко уверен, что новый закон обеспечит население "качественными коммунальными услугами по справедливой цене". Чиновник отметил, что это первый шаг и надо будет еще поработать над дополнительными инструментами, которые позволят усилить контроль над поставщиками услуг. «Но без этого шага, к сожалению, мы не сможем перейти к возможности управления своей собственностью», — добавил Зубко.
Кстати, в законе предусматривается, что тарифы на тепловую энергию, которая производится и поставляется с помощью систем автономного отопления, формируются и устанавливаются отдельно для каждого многоквартирного дома, оборудованного системой автономного отопления, с учетом себестоимости производства и поставки тепловой энергии в таких системах, а также рентабельности субъекта хозяйствования, осуществляющегой такую деятельность.
Кроме этого, выводится в отдельную услугу обращение с отходами, вводится проверка качества жилищно-коммунальных услуг.
Устанавливается, что собственники или наниматели, пользователи, в том числе арендаторы, источников образования бытовых отходов, земельных участков должны заключать договоры с исполнителем услуг по вывозу бытовых отходов, осуществлять оплату услуг по обращению с бытовыми отходами и обеспечивать раздельный сбор бытовых отходов.
Но так ли все радужно, как нам рассказывают, и чем на самом деле обернется для рядовых украинцев закон о реформе ЖКХ? Об этом «Фраза» спросила у людей, которые умеют просчитывать политические события на несколько ходов вперед.
Евгений Филиндаш, политолог, директор Украинского центра социальной аналитики:
Я пока не видел ни одной так называемой реформы, принятой нашей евромайданной властью, которая бы принесла что-то хорошее для большинства населения. Я думаю, что от этой реформы ЖКХ также не стоит ожидать каких-то плюсов. Что касается возможных минусов, то они уже очевидны: вводится пеня для тех, кто не вовремя оплатил коммунальные услуги. То есть сначала у нас задушили народ чудовищными космическими тарифами, а теперь будут штрафовать тех, кто заплатит по этим тарифам с опозданием.
Честно говоря, я не жду каких-то положительных изменений в результате этой реформы. Не стоит забывать о том, что у нас Украина ввергнута в дичайший капитализм, где все решают только деньги и где хорошо жить только тем, у кого эти деньги есть. По сути, сейчас все реформы у нас сводятся к тому, чтобы добить все остатки социализма и социального государства.
Анатолий Луценко, политолог, директор GMT Group:
Проблема в том, что у нас из-за того, что за что-то голосует парламент, слово «реформа» приобретает трагическое звучание. Раньше это было комическое звучание, теперь уже трагическое. На самом деле там ровным счетом никакого реформирования в плане демонополизации нет. Все эксперты и экономисты, с которыми я общался, в один голос говорят, что эта реформа — это лишь способ завести дополнительные коррупционные схемы непосредственно в сам процесс обслуживания населения. Если раньше это все делалось на уровне ЖЭКов и местного самоуправления, то сейчас это уже выведено на другой уровень, и я думаю, что в ближайшее время это станет еще одним фактором турбулентности во внутригосударственных процессах.
Что касается возможного повышения тарифов, то не стоит забывать, что данная реформа — это своего рода симбиоз коллекторских схем и схем, которые максимально приближают недобросовестных посредников к потребителю. На самом деле все, что мы увидим, — это увеличение количества посредников, которые будут доить потребителей.
Юрий Гаврилечко, политолог, эксперт Фонда общественной безопасности:
Единственное, что может реально улучшить качество услуг ЖКХ, — это снижение тарифов. Кроме того, необходима немедленная ликвидация из этой схемы компаний, которые вместо того, чтобы проводить работу по модернизации, занимаются исключительно выводом денег.
В Украине тарифы по ЖКХ в 3-4 раза выше, чем в Европе. По большому счету, сейчас тарифы можно спокойно снижать абсолютно на все, причем снижать не менее чем в 4 раза. И заметьте: без снижения качества услуг. Не бывает абстрактных тарифов. Все привязано к тому, что на эти деньги можно купить. Если вы не можете продать услуги по той цене, которую вы выставляете, вы либо обанкротитесь, либо начнете приспосабливаться к рынку. Это рыночные отношения. На рынке можно продать только то, что можно продать безо всяких субсидий. А если это продать нельзя, это означает что бизнес-схема как минимум не адекватна рынку.
На сегодняшний день, повторю, можно абсолютно спокойно в 3-4 раза снижать тарифы, причем без ущерба для качества услуг. Мало того, нужно обязательно вводить штрафные санкции в отношении поставщиков услуг за непредоставляемые или некачественные услуги. Причем штрафные санкции должны быть кратными, а не процентными. Вот тогда у нас не будет фокусов с отсутствием воды или тепла.
Виктор Небоженко, политолог, директор социологической службы «Украинский барометр»:
Повышение тарифов неизбежно. Дело в том, при любой приватизации обязательно находится часть приватизаторов, которые будут заинтересованы не в выполнении своих бизнес-обязательств, не в инвестировании, не в создании новых рабочих мест и т. д. Они будут заинтересованы только в одном: выжать и выбросить. Безусловно, этот закон неизбежно приведет к серьезным конфликтам между жильцами и новыми организациями, которые взвинтят цены на основании того, что их якобы уже взвинтили другие.
К этому закону нужны пара сотен честных чиновников. Формально в этом законе все вроде бы правильно. Если в итоге ЖКХ действительно будут расформированы, это важно, но нужно понимать, что под шумок придёт много нечестных бизнесменов, которые захотят просто сорвать свой куш. Вспомните, что у нас было при приватизации предприятий. Они приходили, брали предприятия за копейки, выгоняли трудовые коллективы и продавали продукцию на резку металлолома.
Реформу ЖКХ, безусловно, нужно проводить, но проблема в том, что без соответствующего контроля и публичного мониторинга все это превратится в большой хаос. Кроме того, перед зимой этого в принципе нельзя было делать, это нужно было делать весной. Я не могу понять президента, который не хочет думать о тех, кто живет не во дворцах.
***
Почти год назад, в феврале 2017 года, долг населения за услуги ЖКХ превысил 23 млрд грн. С тех пор выросли тарифы, упали зарплаты, а аттракцион щедрости под названием «субсидия» начал иссякать. Соответственно, долги населения за коммуналку начали достигать космических высот. А отсюда простой вопрос: какова истинная цена реформы, если населению банально нечем оплачивать услуги коммунальщиков?