Сейчас много говорится о том, что Порошенко крайне разочаровал и утомил Запад, а потому после «отсидки» на Банковой ему некуда будет сбежать, в отличие от Януковича, которого пригрели хотя бы в Ростове.
Но, представляется, пока в Украине еще есть что распродавать, перспективы Порошенко не так уж и плохи, если в обмен на некие личные гарантии он обеспечит передачу в руки западных корпораций интересующих их активов. Одним из таких активов является газотранспортная система (ГТС) Украины. Долгие годы различные отечественные власти пытались «впарить» ее европейским энергоконцернам, но те всячески съезжали с темы, а потом «замутили» с Москвой «Северный поток» по дну Балтийского моря в обход нашей страны.
Но сейчас интерес к украинской ГТС стала проявлять международная финансовая группа Ротшильдов, которая выступает от имени якобы американцев. Америка намерена выйти на европейский энергетический рынок, потеснив на нем действующих игроков своим сланцевым газом и взяв под контроль действующие потоки. Именно в последнем качестве американцев заинтересовала наша ГТС.
И если Порошенко поможет «американским партнерам», то может получить билет в безбедное и комфортное будущее. К тому же Порошенко давно связывают со структурами Ротшильда деловые отношения, и именно Ротшильды, по информации СМИ, управляют активами Порошенко. Ротшильды уже давно интересуются Украиной и, по слухам, скупают ее долговые обязательства.
Переход ГТС под контроль любого внешнего игрока, включая Ротшильдов, будет означать окончательную утрату Украиной энергетической независимости и значительной части независимости вообще.
Вопрос разделения «Нафтогаза» в соответствии с требованиями Третьего европейского энергопакета, думается, не случайно всплыл именно сейчас, когда приближаются президентские и парламентские выборы 2019 года, а перспективы нынешней власти, включая самого Порошенко, выглядят крайне неопределенными.
В этом смысле интерес Порошенко по обеспечению своего будущего совпадает во времени и пространстве с интересом США к ГТС. Пока это только предположение, но слишком уж все подозрительно.
Правда, есть еще один интересант в лице главы «Нафтогаза» Коболева, который считается ставленником "Народного фронта". Известно, что он регулярно посещает Вашингтон и метит на должность премьера, в чем пытается заручиться поддержкой за океаном. Правда, кресло премьера в Украине является токсичным, но все, кто в него забирался, поначалу думали, что вот им-то повезет сидеть в нем долго и счастливо.
* * *
Начать следует с так называемого Третьего энергетического пакета Евросоюза. Это норматив ЕС в сфере энергетики, к выполнению которого Украина присоединилась добровольно, хотя до сих пор до конца непонятно, зачем это нам надо, особенно сейчас, когда в стране идет война, имеет место жесточайший кризис и государство должно было бы контролировать базовую инфраструктуру, включая газотранспортную сеть. Правда, это должно быть честное и некоррумпированное государство, а не, перефразируя знаменитое марксистско-ленинское определение, политическая организация господствующих властно-олигархических уродов, но это уже другой вопрос.
Кстати, условия Третьего энергопакета даже в Европе выполняются далеко не всеми ведущими энергетическими корпорациями. Третий энергопакет предполагает разделение функций производства (добычи) энергоресурсов, их транспортировки и продажи конечному потребителю. В теории считается, что это приведет к излюбленной либералами-рыночниками конкуренции, каковая якобы позволит, в том числе, снизить цены на энергоресурсы для потребителей. Произойдет это якобы за счет того, что на рынке появится большое количество трейдеров (торговцев, поставщиков), имеющих равное право доступа к инфраструктуре (газовым трубопроводам, линиям электропередач), которые смогут торговать энерогоресурсами, конкурируя по цене.
На практике эффект от этой меры оказался довольно сомнительным, и особого снижения цен, прежде всего для населения, в Европе не наблюдается. Трейдеры все равно закупают ресурсы у крупных корпораций-монополистов по приблизительно одинаковой цене. Расходы на пользование инфраструктурой тоже примерно одинаковы. Плюс жажда наживы. Плюс возможности негласных картельных сговоров с целью извлечения наживы. Словом, надежды на то, что Третий энергопакет там, где он внедрен в Европе, привел к удешевлению газа и электроэнергии для конечных потребителей-домохозяйств, оказались слишком преувеличенными. Впрочем, это отдельная тема.
Напомним, что полностью государственный «Нафтогаз» владеет 100% акций «Укргазодобычи», 50%+1 акцией «Укрнафты», а также 100% акций «Укртрансгаза». Таким образом, «Нафтогаз» объединяет функции добычи и транспортировки энергоносителей. И эти функции вдруг «срочно пригорело» разделить.
Разговоры о разделения функций «Нафтогаза», который объединяет функции добычи нефти и газа, ее транспортировки и транзита в Европу, а также распределения до уровня местных поставщиков (так называемых облгазов), шли уже много лет, со времен «раннего Януковича» или даже «позднего Ющенко». Но дальше разговоров дело не шло.
И только сейчас, когда в стране война и эта затея, мягко говоря, представляется не совсем своевременной, начались серьезные телодвижения, направленные не просто на разделение функций, но с явным прицелом на дальнейшую приватизацию сначала части нефтегазового комплекса Украины, а затем на полную приватизацию. Причем речь идет прежде всего именно о газотранспортной системе.
Впрочем, Законом «О рынке природного газа» пока предусмотрена приватизация только 49% акций украинского оператора ГТС, то есть с таким расчетом, чтобы контрольный пакет оставался у государства. Но лиха беда начало, как говорится...
К тому же нынешние «терки» между «Нафтогазом» и Кабмином, а также едва ли не полная утрата правительством контроля над газовым монополистом свидетельствуют о том, что даже 100%-ная государственная собственность предприятия в украинских реалиях отнюдь не гарантирует полной управляемости со стороны государства.
Кроме того, при наличии в парламенте на все готовой для сохранения у «корыта» коалиции более чем возможно принятие, например, поправок к закону, которые будут допускать продажу не 49%, а всех 100%. Проголосовали же эти уроды за антинародные пенсионную, образовательную и медицинскую реформы, поэтому вполне могут проголосовать и за "дерибан" ГТС. Конечно, это только предположение, но весьма правдоподобное.
* * *
Недавно стало известно, что итальянское отпочкование международной финансовой группы Ротшильдов, пустившей крепкие корни в Америке, — инвестиционный банк Rothschild S.p.A. (Милан) победил в тендере, связанном с приватизацией украинской ГТС. Именно американцы будут определять так называемого квалифицированного партнера к управлению ГТС.
«Компания Rothschild S.p.A. объявлена победителем аукциона на закупку инвестиционно-банковских услуг, связанных с отделением деятельности по транспортировке природного газа, включая привлечение квалифицированного партнера к управлению газотранспортной системой Украины», — сказано в сообщении «Нафтогаза».
Не обошлось без скандала, вызванного перманентными «разборками» между Кабмином и «Нафтогазом», который де-факто вышел из-под контроля правительства и де-юре правительству подчиняется. Еще до объявления результатов тендера профильное Министерство энергетики и угольной промышленности Украины обвинило «Нафтогаз» в нарушении закона и самовольном присвоении функций Кабинета Министров.
Участие в аукционе приняли компании Lazard Freres и Rothschild S.p.A. По итогам аукциона победило тендерное предложение Rothschild S.p.A. с ценой услуг 98,0 млн гривен. Общая стоимость работ составляет 193,3 млн гривен.
При содействии банка Rothschild S.p.A «Нафтогаз» должен найти партнеров для управления своей газовой инфраструктурой. Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев недавно говорил о том, что к управлению украинской газотранспортной системой проявляют интерес четыре крупные мировые компании.
Децентрализация украинской газотранспортной системы в перспективе ведет к продаже системы частично, а потом полностью частным компаниям. В свою очередь, Rothschild выступает здесь в качестве «инвестиционного банка», который будет консультировать «Нафтогаз» в выборе наиболее подходящих компаний для продажи им долей украинской ГТС, то есть должен обеспечить максимально выгодную приватизацию государственного имущества.
Можно не сомневаться, что Rothschild сумеет пролоббировать на роль иностранных инвесторов ГТС финансируемые или консультируемые им самим предприятия, чтобы извлечь максимальную выгоду для себя, то есть для группы Rothschild.
Кстати, в очередном повышении цен на газ для населения, на котором настаивает «Нафтогаз» вопреки Кабмину, тоже можно рассматривать элемент предпродажной подготовки с целью повышения денежного потока и привлекательности. Трудно удержаться от подозрения в том, что вояжи Коболева за океан и его настойчивость в вопросе повышения цен связаны с лоббированием интересов Ротшильда как будущего (со)владельца ГТС.
Чем же вызван интерес Ротшильдов, точнее американцев, к украинской ГТС?
Очевидно, что дело здесь не только в экономике, то есть в банальном извлечении немалой наживы, но и в геополитике, причем в геополитике — прежде всего.
Америка все более явно стремится зайти на европейский энергорынок и закрепиться на нем, потеснив других игроков и/или взяв под контроль существующие энергопотоки. Так Трамп пытается осуществить на практике свое обещание «to make America great again». Впрочем, крупный американский капитал в этом заинтересован и без Трампа. Американские корпорации намереваются выходить на европейский рынок со своим сжиженным сланцевым газом. Взять под контроль транзит российского газа в Европу по украинской ГТС — это тоже лакомый кусок. Потеснить других поставщиков, чтобы освободить место для американского сланцевого газа, — вполне очевидный заокеанский интерес. Словом, налицо типичные, как говаривал товарищ Ленин, разборки за рынки сбыта и сферы влияния между тремя империалистами — Москвой, Вашингтоном и коллективной Европой. Украине в этих разборках отводится роль места этих разборок, и американцы торопятся застолбить место.
Правда, у нашей ГТС есть опасный конкурент в виде «Северного потока». Если Москве совместно с рядом европейских корпораций удастся построить его вторую очередь, то украинская ГТС окажется ненужной окончательно. Поэтому США силами проамериканских сил и стран делают все возможное для того, чтобы дальнейшее развитие «Северного потока» было остановлено. Особый упор делается на Польшу, как наиболее проамериканскую страну. Польша очень активно, даже агрессивно выступает против нового газопровода по дну Балтийского моря.
«В случае если удастся остановить строительство „Северного потока“, то украинское направление останется основным, и тогда тот, кто „сидит на трубе“, и определяет политику. В данном случае это может стать одна из американских компаний, которая станет оператором украинской ГТС. Таким образом, Штаты усилят свое влияние не столько на Украину, сколько на Европейский Союз. Это больше геополитический интерес, и привлечение Ротшильдов — это подтверждение того, что больше, чем Украина, в анбандлинге (разделении „Нафтогаза“. — Авт.) на сегодня заинтересованы Соединенные Штаты, и, соответственно, в получении контроля», — полагает директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений Валентин Землянский.
Для Украины такой интерес США может означать возможное сохранение объемов транзита по ее территории, вот только половину прибыли от транзита придется отдать американцам. Правда, только в том случае, если Москва будет покорно наблюдать за тем, как Америка берет под контроль нашу ГТС, но в такую покорность очень трудно поверить. Напомним, что Россия обеспечивает примерно треть потребности Европы в газе.
«Трамп продолжает свою политику поиска дополнительных источников дохода для американской экономики, и 1 миллиард долларов ежегодно — это очень даже неплохо. С политической точки зрения, это еще и щелчок по носу Кремлю: мы контролируем поставки вашего газа на европейский рынок! Понятно, что реакция „Газпрома“ будет резко отрицательной. А что касается европейцев, то там не все так однозначно. Там разные группы влияния, одни из них поддерживают строительство „Северного потока“, другие настроены более проамерикански, поэтому я не ожидаю, что в едином порыве Европа отреагирует. Но привлечение Ротшильдов к разделению — это усиление экономической борьбы на европейском газовом рынке, где американцы сделали очередной ход», — подчеркивает Землянский.
Америка применяет свою излюбленную тактику — использование крупных корпораций для усиления своего геополитического влияния. К тому же все произошло юридически чисто, по крайней мере настолько, насколько в Украине вообще возможно что-либо провести чисто. Компания Rothschild S.p.A победила на открытом тендере. Если теперь в Украине кто-то захочет «включить задний ход» или такая попытка будет предпринята после смены власти, то придется столкнуться со всей мощью Государства Американского, способного проконтролировать любые финансовые операции любого представителя отечественной властно-олигархической верхушки в любой точке земного шара.
В этом смысле Штатам очень выгоден Порошенко, по уши погрязший со своим окружением в коррупции и офшорах, а потому легко уязвимый для американской финансовой разведки. Насколько можно понять, зарубежные активы Порошенко уже находятся «под колпаком» у Штатов. Коболев, который суетится в стремлении подсидеть Гройсмана, тоже для Вашингтона весьма полезен.
«Естественно, что Ротшильды предложили минимальную цену, потому что в результате их действий приз достаточно жирный и вкусный, и они с лихвой всё отобьют. Мы же понимаем, как работает коррупция на Западе: условно говоря, вы провели здесь все необходимые действия с точки зрения определения компании, которая будет управлять украинской ГТС, но вы получите потом от правительства Соединенных Штатов заказ, который полностью компенсирует все ваши издержки при работе в Украине», — разъясняет Землянский.
* * *
Что получает Украина? Ответ на этот вопрос является весьма неопределенным. Если труба под управлением Ротшильдов или еще кого-то из Америки будет качать вовсю газ, но с американцами придется делиться выручкой от транзита, это будет еще не самым плохим вариантом. Но, скорее всего, Москва «взбрыкнет копытом», и Кремль с Белым домом начнут выяснять отношения прямиком на нашей территории. Не будем даже разбираться, кто хуже — Америка или Москва. И там, и там империализм, но только в разных формах и с разными методами преследования своих целей.
Главное, что в этом случае Украина утратит не только энергетическую независимость, но и значительную часть суверенитета и международной субъектности вообще.
Скорее всего, Россия активизирует строительство «Северного потока» и найдет в этом вопросе понимание очень многих в Европе. Польшу просто «пошлют», поскольку по ее территории труба «Северного потока» не идет.
Возможен еще один вариант. Взяв под контроль нашу ГТС, американцы ее остановят, чтобы зачистить на европейском рынке место для своего сланцевого газа. А что Украина лишится дохода от транзита, а также столкнется с рядом других проблем, то, как говорится, проблемы туземных украинских индейцев американского шерифа не волнуют.
Кстати, Ротшильды уже давно внедряются в Украину. Например, в марте 2015 года агентство Bloomberg озвучило информацию о том, что большая часть суверенного долга Украины была скуплена американским инвестиционным фондом Franklin Templton не для себя, но в интересах семейства Ротшильдов, а посредником для улаживания кредитных обязательств с МВФ выступала французская группа Rothschild&Cie.
Теплые отношения Порошенко с Ротшильдами тоже имеют историю. Rothschild Trust является доверенным лицом в слепом трасте по управлению активами Порошенко, в частности кондитерской корпорацией Roshen.
Теперь американцы тянутся не просто к нашей трубе, а к контролю поставок российского газа в Европу. Порошенко вполне может способствовать американцам, чтобы ценой ГТС купить себе билет в будущее. Американцы вполне могут ему это будущее пообещать в обмен на гарантии, что он будет делать то, что нужно Америке.
Тот факт, что Украина опять окажется между молотом и наковальней московских и американских интересов и последствия этого обещают быть непредсказуемыми, нашу так называемую элиту не особо заботит. Точно так же ее мало волнует то, что Украина теряет остатки независимости и суверенитета.