На Западной Украине УПЦ КП продолжает захватывать храмы УПЦ МП. На прошлой неделе Киевский патриархат «отжал» две церкви в Ивано-Франковской области — Рождества Пресвятой Богородицы в селе Рогиня и Успения Пресвятой Богородицы в селе Старый Гвоздец. Схема старая: прикрываясь патриотическими лозунгами и подменяя собрание религиозной общины собранием села, активисты УПЦ КП, в лучших «днровских» традициях, «национализируют» чужое имущество и провозглашают смену юрисдикции.
За последние годы было совершено уже несколько десятков подобных захватов. Церковное рейдерство, понятное дело, не обходится без демонизации прихожан УПЦ МП. Видя в них «коллективного Путина», сторонники Киевского патриархата (который считается в православном мире раскольнической организацией) обвиняют односельчан в «сепаратизме» и «коллаборационизме». Таким образом, якобы спасая храмы от «русского мира», УПЦ КП по факту подрывает религиозный мир в стране и сеет межконфессиональную рознь между украинцами. Что вполне вписывается в интересы Кремля.
Местные власти, как правило, игнорируют факты силовых захватов и, следуя политической конъюнктуре, поддерживают Киевский патриархат. Несмотря на очевидную противоправность и юридическую подмену понятий, чиновники ссылаются на Конституцию и Закон «О свободе совести и религиозных организациях». Он гласит, что приходы могут свободно менять свою юрисдикцию, но при этом не оговаривает, что мнение большинства жителей населенного пункта может засчитываться как решение религиозной громады.
Еще более парадоксальной выглядит логика УПЦ КП. Пока ее активисты экспроприируют храмы УПЦ МП, первые лица Киевского патриархата, одобряя и оправдывая рейдерские атаки, громогласно заявляют, что пришло время, мол, объединиться в Единую поместную церковь. В УПЦ КП, видимо, считают, что ее агрессивная политика должна ускорить единение православных в Украине. Дескать, бьем — значит, любим.
Очевидно, захваты храмов в селах Рогиня и Старый Гвоздец — не последние, и УПЦ КП проявит себя еще не раз. Констатировать приходится одно: чем больше будет таких «отжимов», тем хрупче будет межконфессиональный мир в стране и тем меньше вероятность, что в обозримом будущем у нас будет создана Единая поместная церковь.
Из официального комментария главы Юридического отдела УПЦ МП протоиерея Александра Бахова:
— Представителями УПЦ КП и некоторыми СМИ осуществляется намеренная подмена понятий и манипулирование реальными фактами. Они сознательно называют собрание села собранием религиозной общины, при этом бывали случаи, когда членов церковной громады не просто не приглашали, но даже не допускали в зал, где проходило собрание. Так произошло и в селе Старый Гвоздец.
На самом деле, собрание села, на которых решается вопрос об изменении юрисдикции, не имеют никакого отношения к деятельности религиозных общин, но почему-то на таких собраниях создают альтернативные органы управления церковной громады, выбирают в руководство посторонних лиц, меняют уставные документы — все это классические признаки рейдерства.
При этом местные власти, вопреки правовым нормам, не просто способствуют, а иногда и непосредственно руководят процессом. Возможно, не все люди осознают, что нарушают закон, но представители государства должны это понимать. А также им следует помнить, что срок давности привлечения к уголовной ответственности за разжигание религиозной вражды и рейдерство больше, чем срок, на который они были избраны.
Как правило, решения принятые на собрании села выполняются членами радикальных организаций или крепкими мужчинами в камуфляжной форме, которые срезают замки, врываются в храм и дают возможность священникам Киевского патриархата в нем помолиться.
Реализация права на изменение юрисдикции церковной громады определяется ее уставными документами. Такое решение может приниматься только на приходском собрании с участием священника. Никакие другие советы не могут принимать данного решения — это вмешательство во внутреннюю жизнь религиозной общины, а также, несомненно, нарушение прав граждан Украины на свободу вероисповедания, закрепленных Конституцией Украины и Законом Украины «О свободе совести и религиозных организациях.
УПЦ КП всегда говорит только о праве изменения юрисдикции, но не обращает внимания общественности на то, что это может сделать только церковная громада, а не жители населенного пункта.
Неспокойная Коломыя
Тем временем в Ивано-Франковской области активизируются и греко-католики. В Коломые разгорается конфликт вокруг церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, принадлежащий УПЦ МП. Ситуация обострилась еще в июне. Тогда сторонники УГКЦ пытались выгнать из храма православных и превратить его в греко-католический. Освобождать церковь священники и прихожане УПЦ МП отказались. В дело вмешалась местная власть и опечатала храм. Возле него начали круглосуточно дежурить полицейские и представители двух конфессий.
На позапрошлой неделе активисты УГКЦ срезали на церкви замки, провели там богослужение и, применяя силу, оградили территорию храма от прихожан УПЦ МП. При этом Ивано-Франковский окружной суд ранее установил, что культовое сооружение находится в законном пользовании православной общины.
В июне Коломыйская епархия УГКЦ заявила, что последовательно выступает за сохранение в Украине религиозного мира и никому не рекомендует захватывать церкви или какое-либо другое имущество. В то же время в заявлении было указано, что Благовещенский храм, мол, исторически принадлежит УГКЦ, и отказываться от него она не собирается. Реагируя же на октябрьскую эскалацию, епархиальное руководство снова выступило против церковного рейдерства и призвало не сеять межконфессиональную рознь. И при этом уже на затрагивала вопросы исторической справедливости.
Между тем, Ивано-Франковская епархия УПЦ МП обратилась с открытым письмом к президенту Украины, органам госвласти, главе УГКЦ, украинской и международной общественности, а также к Папе Римскому. В своем обращении духовенство просит вмешаться в ситуацию вокруг церкви в Коломые.
«Если права человека не могут быть обеспечены ни решениями суда, ни правоохранительными органами, ни Гарантом Конституции Украины, то как можно говорить о безопасности общества. Незаконное удержание Свято-Благовещенского храма, в случае его безнаказанности, может стать прецедентом для дальнейшего нарушения правопорядка в обществе», — говорится в письме.
Историческая справедливость
Примечательно, что строительство Благовещенской церкви было завершено в 1587 году, а создание УГКЦ датируется 1596 годом. То есть изначально она была православной. С другой стороны, в сталинские времена, когда греко-католики подвергались массовым репрессиям и были вынуждены уйти в подполье, значительную часть храмов УГКЦ советская власть передала Московскому патриархату. И это — правда, которую нельзя просто так забыть.
Вместе с тем и Брестскую унию, в результате которой была создана Греко-католическая церковь, далеко не все в тогдашней Украине встретили на ура. Многие православные, оказавшиеся вне закона, отказывались менять веру и оказывали активное сопротивление. Правительство Речи Посполитой даже было вынуждено издать «Статьи для успокоения русского народа», легализировавшие Православную церковь. Однако наступления униатства это все равно не остановило.