На всех интернет-ресурсах, касающихся переезда из города в село, неизбежно возникает вопрос о сельском контингенте: как с ним ужиться, надо ли бороться и как вообще себя вести. Ресурсы изобилуют советами по безопасности, выбору оружия и прочим вещам, которые либо не нужны в результате, либо просто не работают в полевых условиях. Так недолго заработать вялотекущую паранойю и окружить свой дом вышками с автоматчиками.
По большому счету, все мы родом из села. Покажите мне хотя бы одного городского жителя, например, в десятом поколении, чьи родичи не были бы выходцами из сельской местности. Я лично таких не знаю. Даже среди знакомых мажорных киевлян, гордящихся званием «коренной» и смеющих приезжим бросать в лицо «лимита» и «понаехали», в итоге оказывается, что дед-прадед-прапрадед или бабка-прабабка-прапрабабка перебрались в Киев из села, а то и вообще были холопского рода. Любой город произошел от села. Когда первобытный человек вышел из пещеры и основал поселение, оно и стало фундаментом для будущего города.
Город — холодный черствый монстр, жестокое дитя своего прародителя. Он богат, а посему дает возможность для реализации человеческого потенциала. В городе много развлечений и вообще много разных возможностей. Однако горожане живут, зачастую не зная соседей по лестничной площадке. Если за стенкой умер одинокий старик, дай бог, люди обратят внимание на запах и вызовут полицию. А труп может лежать неделями в квартире. В селе же, не появись на людях два-три дня, уже начнут интересоваться, не случилось ли чего. Если в городе возник пожар, то городские зеваки соберутся вокруг, будут снимать на «мобильник», а то и вовсе делать «селфи». Но если в селе загорится соседский сарай, то тушить будут всей улицей. Год назад сгорел соседский дом. Я видела, как мужики быстро вывели корову из сарая, как соседка забрала к себе детей. Да и муж рассказывал о том, как в детстве у соседа загорелась хозпостройка и тушили, как говорится, всем миром. На следующей день директор школы отпустила по домам всех мальчишек, помогавших на пожаре.
У горожанина нет сильной привязки к своей родине. Как правило, нет. Он спокойно может переехать в другой город с более комфортными условиями для проживания. Я сама родилась в мегаполисе. Первые несколько лет приезжала в родной город каждые несколько месяцев. Потом я заканчивала заочное обучение в университете, так что в любом случае дважды в год была необходимость приезжать. Но после стала ездить все реже и реже, а теперь меня совсем туда не тянет — я не чувствую этот город своей родиной, и, кроме родителей и одного друга детства, меня с ним ничего не связывает. Зато муж мне как-то сказал, что не может жить без родной земли. И если вдруг однажды я захочу вернуться в Киев, то больше месяца он там не сможет. Не любит он город. И точка. Не просто так ведь сельские старики, которых дети в связи с немощностью забирают в город, быстро умирают.
Хорошо развитая городская инфраструктура позволяет планировать свой день. Однажды один знакомый киевлянин сказал, что в Киеве больше одного дела в день не делается. Думаю, что этот человек просто слишком ленив, для того чтобы успевать решать несколько задач за день. В городе спокойно посещаешь врача, успеваешь в ЖЭК и банк, да еще и по магазинам пробежишь. В селе же на прием к узкопрофильному врачу надо ехать в райцентр или облцентр. А это целое событие, растягивающееся на день. Но горожанин платит за такой ритм своей стрессоустойчивостью и в итоге здоровьем, а для селянина это просто ситуация, забравшая время. Заметьте, в Киеве сейчас даже в объявлениях о приеме на работу в требованиях к кандидату пишут: «Повышенная стрессоустойчивость». Я не могу даже представить такие требования в селе или ближайшем райцентре.
Городская медицина в разы превосходит сельскую. Да и горожане более бережно относятся к своему здоровью. Хождение по врачам — любимое занятие городских стариков. Селяне не нарекают на низкое качество медицинского обслуживания, их больше волнует дороговизна лекарств, анализов и некоторых процедур. Многие употребляют, а то и злоупотребляют «горилкой» и спокойно доживают до глубокой старости. Рядом со мной живет дед, который без "поллитры" в день не может. При этом и огород возделывает, и лошадь держит. Его здоровью можно позавидовать.
И, кстати, болезни ЖКТ и геморрой — большая редкость для селян (кстати, тем, кто страдает от геморроя можем рекомендовать Релиф Про). Они всегда в движении. К примеру, мы с мужем сегодня разбили грядки прямо в дерне, то есть сняли верхний дерн, куда посеяли морковь и лук. Работы на два часа. Зато мы размяли мышцы и провели время на свежем воздухе.
Не зря ведь существует трудотерапия. А в городе я провела бы это время за компьютером в Интернете. Кстати, у селян нет психологических зависимостей типа игромании или интернетомании. Зато есть алкогольная зависимость. Увы...
Город — сам по себе большой стресс. После утренней поездки на работу в тесной маршрутке, а потом в час пик в метро никакой работы уже не хочется. Чувствуешь себя, словно выжатый лимон. А тут еще сосед затопил квартиру, лифт сломался, воду отключили — срываешься на всех. Отсюда у горожан выработался нервно-агрессивный стиль общения, как своеобразная защитная реакция на внешние раздражители. Мне рассказывали, как несколько лет назад на Оболони случился какой-то катаклизм, и около месяца во всем районе не было воды. Никакой. Стояли очереди на колонках за водой, а люди были вынуждены стирать белье прямо в заливах Днепра. О, я представляю, как в то время горожане бросались друг на друга! А что произошло бы в селе? Да ничего! Я спокойно пошла бы к колодцу за водой.
На селе же жизнь течет неторопливо и спокойно. И люди в большинстве своем открыты и добродушны, хотя хитроваты и недоверчивы. С ними легко установить контакт, и редко когда селяне выразят необоснованную агрессию.
Все это я написала лишь для того, чтобы показать разницу в сельском и городском образе жизни. Горожане, собравшиеся перебраться в село на ПМЖ, должны понимать, с кем им предстоит жить. Для горожан все селяне, приехавшие в город, являются «понаехавшими». Но для селян все наоборот. Село — это родная земля местных жителей, это городские в село «понаехали». Ведь в сельском патриархальном обществе давным-давно сложились свои стереотипы, устои и правила. Так что в чужой монастырь да со своим уставом... не стоит.
Продолжение следует.
Справка. Дарина Сож — бывшая киевская журналистка, которая несколько лет назад переехала на постоянное место жительства в украинское село. Все статьи автора можно прочитать здесь.