Перефразируя вождя мирового пролетариата, то, о чем предупреждали большевики, таки неумолимо надвигается. Речь идет о коллапсе коммуналки из-за тотальных неплатежей по субсидиям накануне отопительного сезона, который, если и начнется, неизвестно чем окончится. На покрытие субсидий до конца года в бюджете не хватает минимум 10 млрд гривен. В бюджете на 2018 год недостает, по скромным оценкам, минимум 16 млрд.
И все это при условии, что цены на газ и тарифы на коммуналку останутся неизменными. Но в последнем есть огромные сомнения, поскольку «Нафтогаз» добивается повышения цены на газ и имеет в этом мощного союзника в лице «самого» МВФ. Если цены на газ еще поднимут, то расходы на субсидии стремительно возрастут. Словом, поднимут цены или нет, но в любом случае этой зимой Украину может постичь коммунальный триллер, созерцая который Стивен Кинг и Фредди Крюгер удавятся от зависти. Таковы последствия «гениальной» тарифной и социальной политики власти.
По данным Государственного казначейства, деньги, выделенные в бюджете 2017 года на субсидии, уже почти окончились. Между тем год еще далеко не кончился и, что еще хуже, отопительный сезон еще не начинался. Правда, в нынешней ситуации отопительный сезон может и вовсе не начаться, о чем далее.
Сюжет с суммой на субсидии в 2017 году был лихо закрученным и достойным того, чтобы вкратце вспомнить его опять. В бюджете на нынешний год сначала на субсидии был заложен 51 млрд гривен. Многоголосие экспертов убеждало власть, что этих средств не хватит, поскольку после тотального «гройсмановского» повышения цены на газ и тарифов на коммуналку количество соискателей субсидий резко возрастет. Назывались даже примерные цифры потребности денег на субсидии — свыше 70 млрд гривен. Более того, власть предупреждали, что этот прошлогодний рывок тарифов до добра не доведет, что нельзя увеличивать тарифы и цены на энергоносители в разы, поскольку никакая экономика такого выдержать не в состоянии, тем более украинская.
Но в правительстве посчитали, что они «умнее одесского раввина», как говорят в «жемчужине у моря». К тому же в Кабмине, похоже, уверовали в действенность своих манипуляций с повышением минималки, что на бумаге должно было привести к якобы росту благосостояния среднестатистического обывателя и, соответственно, к снижению расходов на субсидии. Более того, стремясь «прогнуться» перед МВФ и получить очередной транш, власть принялась правдами и неправдами сокращать количество субсидиантов, добившись поначалу некоторых «успехов». В частности, право на субсидию было отобрано у многочисленных должников и некоторых других категорий граждан. Это позволило правительству сократить потребность в субсидиях с 51 до 47 млрд гривен. По крайней мере, именно на этом власть пиарилась весной, пока кредит в размере 1 млрд долларов не был получен в апреле нынешнего года. Правда, власть предупреждали, что до добра это не доведет. Тем более что из указанных 47 млрд на погашение долгов прошлого года сразу же ушло 26 млрд гривен.
Собственно, так и вышло. Уже к лету стало очевидным, что в связи с задолженностью государства по субсидиям в ЖКХ назревает кризисная ситуация. В целом ряде регионов, включая Киев, газотранспортные компании отключали предприятия теплокоммунэнерго от газа. Мероприятия по подготовке к отопительному сезону были остановлены, а персонал переведен на сокращенную рабочую неделю из-за катастрофической нехватки денежных средств. Об этом приходилось писать ранее. Более того, власть летом временно притормозила даже назначенные субсидии, о чем также приходилось писать.
В результате к только что уменьшенному до 47 млрд гривен финансированию субсидий пришлось срочно добавлять 14 млрд гривен, для чего перед летними парламентскими каникулами срочно внесли изменения в бюджет. На вопрос о том, зачем было урезать финансирование на 4 млрд, чтобы вскоре увеличить на 14 млрд гривен, ни один чиновник, включая Гройсмана и Реву, не дал сколько-нибудь вразумительного ответа.
В итоге на субсидии в 2017 году был выделен 61 млрд гривен, из которых, повторим, 26 млрд ушли на погашение долгов предыдущих периодов. Естественно, что ситуацию это не разрядило.
По данным Госказначейства, по состоянию на 1 октября на субсидии уже были израсходованы 56 млрд гривен, то есть остаток средств составляет всего 5 млрд гривен. А по состоянию на 9 октября дефицит средств как разница между назначенными субсидиями и выделенным финансированием превысил 2 млрд гривен. И это еще до начала отопительного сезона, который резко увеличит потребность в финансировании субсидий!
По ряду оценок, для обеспечения субсидиями до конца нынешнего года необходимо дополнительно выделить минимум 10 млрд гривен. Только Киеву требуется дополнительно 1,5 млрд гривен. То есть общий объем потребностей в субсидиях составит порядка 71 млрд грн до конца текущего года.
Чтобы обеспечить эти потребности, нужно внести изменения в бюджет. Более того, дополнительные средства еще нужно изыскать! Причем все это на фоне требований МВФ по «оптимизации» (читай — сокращению!) расходов на субсидии.
Информацию о том, что подобные изменения готовятся, а средства найдены, пока обнаружить нигде не удалось.
* * *
В проекте бюджета на 2018 год, который активно рекламирует правительство Гройсмана, на субсидии заложено «всего» 55 млрд гривен. Очевидно, что это меньше, чем уже выделено в нынешнем году. Не говоря уже о том, что это меньше, чем реальная потребность 2017 года. Трудно сказать, на чем основываются расчеты правительства, заложившего на субсидии в 2018 году столь низкую цифру. Ведь сказочного роста доходов населения пока ожидать не приходится. Более того, после существенного роста в начале 2017 года увеличение средней зарплаты летом затормозилось, и она даже начала немного падать, о чем также недавно приходилось писать.
Возможно, это такая «игра на публику», то есть на МВФ, который настаивает на сокращении расходов на субсидирование жилищно-коммунальных услуг. Правительство может закладывать низкие расходы на субсидии в надежде на получение следующего транша. Очевидно, что фонд не выделит средства, как минимум, до тех пор, пока не будет принят бюджет-2018, причем тот бюджет, который удовлетворит фонд. К тому же параметры бюджета являются далеко не единственным требованием фонда.
Затем, уже весной 2018 года, правительство сможет пересмотреть сумму, выделяемую на субсидии, в сторону увеличения, особенно если транш будет получен, в чем пока есть огромные сомнения.
* * *
Кроме общегосударственного уровня, огромные проблемы с субсидиями возникают на уровне местных бюджетов в свете так называемой децентрализации. На эти проблемы обратил внимание директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский.
По словам эксперта, в отличие от предыдущих годов, когда субсидии вносились в одну бюджетную статью вместе со льготами (для инвалидов, ветеранов, чернобыльцев и прочих категорий, которые по статусу, а не по материальному положению платят за коммунальные услуги меньше), теперь финансирование льгот в принудительном порядке передали местным бюджетам. В Ассоциации городов оценили дополнительные расходы местных советов в «лишних» 7 млрд гривен, которые в местных бюджетах отсутствуют. Компенсировать эти расходы местным бюджетам центр не собирается.
Просматривается здесь еще одна особенность, на которую обращает внимание Землянский. Переложив на плечи местных советов часть ответственности за будущие дефициты, правительство сможет их шантажировать, выделяя «любимчикам» подачки и используя недофинансирование как способ борьбы с неугодными.
В качестве примера эксперт приводит постановление 558-р, принятое правительством, по его словам, с голоса в конце августа по инициативе Минфина.
«Суть документа в том, что им перераспределяются 2,4 млрд грн из выделенных дополнительно в бюджете средств на закрытие долгов по субсидиям. Только у Киева изъяли 1,4 млрд грн. При этом регионы, у которых забирали деньги, не обязательно были профицитными (скорее наоборот, большинство ушло еще в больший минус), а „счастливчики“ не обязательно были в дефиците. В результате произошел существенный перекос в сторону отдельных регионов, у которых остаток средств на погашение субсидий положительный,тогда как в целом по стране — „минус“ составляет 2,2 млрд грн. В число самых „удачливых“ попали Винницкая, Киевская и Херсонская области (в сумме около 1,2 млрд грн профицита на троих). В то же время Львовщина ушла в глубокий минус на более чем полмиллиарда гривен. В дефиците Киев (-180 млн грн), Днепропетровская, Сумская, Житомирская, Тернопольская области (каждая примерно по —280 млн грн.). При этом только по Киеву ожидаемая потребность в дополнительном финансировании до конца года составит не менее 1,7 млрд гривен», — описывает ситуацию Землянский.
* * *
Словом, если Кабмин и парламент в ближайшее же время не внесут соответствующие изменения в бюджет 2017 года, страну ожидают огромные проблемы с отопительным сезоном. Кроме того, уже сейчас необходимо вносить соответствующие правки в проект бюджета на 2018 год. Наконец, мало внести средства на бумаге — необходимо, чтобы они имелись в реальности.
Но здесь возникает следующая проблема: до сих пор непонятно, какова будет цена на газ. Соответственно, неизвестно, сколько будет получателей субсидий и какие суммы для этого следует закладывать в бюджетах 2017 и 2018 годов.
Перманентный конфликт между Кабмином и «Нафтогазом» накануне отопительного сезона достиг апогея из-за спора о цене на газ для населения.
В настоящий момент цена газа для населения и ЖКХ составляет 4942 гривны за 1 тысячу кубометров без НДС, расходов на транспортировку и распределение. Полная стоимость сейчас составляет 6937 гривен за 1 тысячу кубометров.
Ссылаясь на требование МВФ, в «Нафтогазе» настаивают на повышении цен на газ для населения на 18,84%, или на 931 гривну до 5 873 гривен за тысячу кубов без налога на добавочную и прочих «накруток». Это предусмотрено финансовым планом НАКа, который был вынесен на обсуждение правительства, но Кабмин повышение цены «зарубил». При этом «Нафтогаз» ссылается на постановление Кабмина № 187 от 22 марта 2017 года. Согласно документу цена на газ должна быть повышена в соответствии с импортным паритетом (средняя цена импортного газа за определенный период). В результате полная цена газа для населения и теплокоммунэнерго превысит 8 тысяч гривен за тысячу кубов.
К разрешению конфликта привлечен МВФ, в связи с чем Вашингтон посетил министр финансов Александр Данилюк. Если вдуматься, то утверждение украинской цены на газ в Америке выглядит, как говаривали Допа и Гепа, «по-дебильному», но «терки» между Кабмином и «Нафтогаз», а также фактический выход последнего из-под контроля правительства — это отдельный интересный вопрос.
Рост цен на газ для ЖКХ приведет к удорожанию отопления и горячей воды. В «Нафтогазе» уже объявили, что ориентировочное повышение цен на тепло составит 19%. Очевидно, что могут подорожать и другие услуги. Также существенно возрастут расходы населения собственно на газ.
Власть обоснованно боится дальнейшего роста социального напряжения, особенно в свете приближающихся выборов 2019 года. К тому же повышение тарифов приведет к дальнейшему росту расходов на субсидии и количества получателей субсидий. В настоящий момент в Украине, по некоторым оценкам, 60% домохозяйств получают субсидии. В Министерстве энергетики и угольной промышленности опасаются, что из-за возможного роста цены на газ количество получателей субсидий может достичь 90%.
По мнению упомянутого эксперта Валентина Землянского, вне зависимости от решения МВФ ни текущий, ни будущий бюджеты Украины не выдержат субсидионной нагрузки. Такова цена совершенно волюнтаристского эксперимента по космическому повышению цены на газ и тарифов на коммунальные услуги за последние три года. Особенно это касается последнего «гройсмановского» повышения тарифов.
Результатом может стать окончательный развал коммунального хозяйства из-за кризиса неплатежей с непредсказуемыми социальными последствиями. Произойти это может во время надвигающегося отопительного сезона.